По весеннему Примудью

Путешествие по пойме р. Мды во время паводка.

2-4 мая 2003 г.

Солнышко начало всё сильнее нагревать шило у меня в заднице и, наконец, я не выдержал. 2 мая сорвался в велопутешествие по Примудью. Предполагаемый маршрут мой пролегал от станции Мстинский мост до посёлка Неболчи так, чтобы соединить две железнодорожные ветки: главный московский ход и дорогу Петербург – Кириши – Сонково – Москва. Половина пути проходила по неплохой трассе, а вторая - собственно по Примудью, по заброшенной грунтовке в долине реки Мды — это Любытинский район Новгородской области. Часть дороги проходила по левому берегу, а часть — по правому. Я внимательно прочитал рассказ двух байдарочников — Александра и Тани Симо — о сплаве по Мде, откуда уяснил, что у меня будет по крайней мере два моста, чтобы переправиться через эту самую Мду. Проверил прогноз на Интелликасте — что ж, два дня дождей и один — ясный, ехать можно, и отправился в путь. Всё шло по плану. Дождь исправно лил, дорога исправно плохела и плохела. В последней жилой деревне – Боровщине – жители участливо сказали, что «дальше придётся туго», ну да мне не привыкать.

Жители оказались правы. Дорога стала всё менее проезжей, местами она шла низко по пойме реки и воды там было выше колена, приходилось пробираться по крутому склону. Один из мостов – у заброшенной деревни Бахариха – я так и не нашёл — вместо него был брод, который в это время выглядел как аккуратный четырёхсторонний водный перекрёсток. Ехать на своей маленькой Аурелии я давно уже не мог, дорога была глинистая, и пришлось нам с ней отправиться дальше, выше по реке, до деревни Усадье. Добрался до деревни я только на следующий день, переночевав под дождём в своей палаточке. Съезжаю по крутому спуску, слышу мычание коров, вижу пару автомобилей у домов, но не тут-то было. От всего этого меня отделяла всё та же Мда. И никакого моста не было видно. М-да… Я докричался до жителей на том берегу, и те мне сказали, что мост-то есть, да вот вода сейчас высокая, и находится мост этот на глубине не менее полутора метров. Решил я не устраивать шоу «Как романыЧ водную преграду форсировал», может и стоило, люблю я перед зрителями выделываться, да больно уж вода была холодная — весна ещё толком не началась, деревья голые, и река быстрая.

Жители Мудьего Правобережья посоветовали мне поискать тропинку до следующей деревни, это ещё 7 километров вверх. Остаток дня я посвятил этим поискам, таская свою Аурелию по полупровалившимся болотным гатям, да так и не нашёл. Пришлось возвращаться обратно практически той же дорогой, разве что садился в электричку не на Мстинском Мосте, а на пл. 198 км. По дороге проехал через заброшенную станцию Веребье. При мне заканчивался демонтаж участка дороги Петербург-Москва, Веребье выглядело мрачно и уныло, шёл дождь, люди неохотно и грубовато отвечали на вопросы.

А Аурелия, прошедшая боевое примудское крещение, стала теперь «Аурелией Мдинской».

Теперь поподробнее о дорогах. От Мстинского Моста до развилки дорог на Вычерему и Любытино идёт хорошая асфальтовая дорога, движение по ней вполне умеренно. Все деревни — чуть в стороне, магазины в Мстинском Мосту и Веребье.

Перед д. Борки поворот направо на Любытино, туда уходит почти весь автотрафик, а прямо – отличная пустая асфальтовая дорога на Любытино через Вычерему, в 10 км будет мост через Мсту, затем через 2 км поворот на Вычерему с указателем «Любытино 23 км». После поворота асфальт кончается, но дорога остаётся хорошей. Ехать по ней можно столь быстро, что есть возможность испытать один из эффектов теории относительности – лоренцево сокращение длины. Через 2 км пути я увидел табличку «Любытино 18 км»!

Находилась эта табличка на Т-образном перекрёстке, налево было 6 км по крепкой грунтовке до Заборовья. В Заборовье магазина нет. Направо, перед мостом через Мду, уходит дорога на Боровщину, она проезжая вполне. После Боровщины есть ещё одна еле жилая деревня Маклачиха, затем дорога становится похуже. Идёт она поймой Мды. На карте нарисовано, что и после Бахарихи дорога идёт поймой, но она так заросла, что её просто не видать. Кроме того, в 1 км перед поворотом на Бахариху есть ложный поворот направо, после ручейка. Поворот, точнее, не ложный, но ведёт он вовсе не в Бахариху. Правильнный поворот на Бахариху после второго ручейка, ещё примета — налево пошла колея на мостик через Мду. На Бахариху дорога поднимается на 60-метровую высоту налево в гору.

Сама Бахариха — брошенная деревня, впечатление довольно неприятное, как будто прошёл карательный отряд. Всё сожжено дотла, кладки разрушены. И кому это надо было? Но вид примечательный — с вершины Сопки далеко видна холмистая долина Мсты, прямо как у Рериха.

После Бахарихи дорога идёт верхом, лесом. Затем утыкается в угол лесовозной дороги, поворачиваем налево и идём «по главной», так и приходим в Усадье. Там мостик, почти всегда, кроме паводка, проходимый, а на другой стороне — грунтовка, там уже на легковых машинах проезжают.

Приложение. Ссылка на схему Примудья из знаменитого атласа водных маршрутов Плечко — http://skitalets.ru/books/lenobl/sxema8.jpg


2003  |  2002  |  2001  |  2000  |  Туринский цикл  |  Брюссельский цикл  |  Гостевая книга  |