Тьмутараканские барракуды

Путешествие по Тьмутаракани
Свидетельство участника
Версия для печати – RTF 70 К

23 мая — 7 июня 2003 г.

21.05.03 среда Поезд СПб – Новороссийск 16.05

22.05.03 четверг На стоянках практически ничего не продают, удалось в Курске (стоянка 20 мин) сходить на рынок, правда, в обход через вокзал. Молоко 8 руб. за 1,5 литра, выпечка 4 руб. Пограничный контроль прошли спокойно, а вот между Харьковом и Лозовой пришла транспортная милиция довольно бандитского вида, стали выяснять, почему у ребенка нет свидетельства, хотя ребенок вписан в загранпаспорт. Проезжаем через Донбасс — удручающее впечатление, путешествие в социализм двадцатилетней давности. Практически нет никакого строительства, закрытые полуразрушенные ларьки, убогость и уныние. Сразу замечу, что в прибрежных районах намного лучше, много новых домов с разными архитектурными прибамбасами.

23.05.03 пятница 8.30 — прибытие на станцию Крымская. Хотя стоянка была 4 мин, мы спокойно выгрузились, на нас тут же набросились таксисты, хотели за 500 руб. довезти до Темрюка. До автостанции — 1,5 км, там таксист уверял, что автобусов в ту сторону уже сегодня не будет, готов был довезти за 350. Через 10 мин пришел большой красивый автобус, на нем с большим комфортом за 200 доехали до станицы Курчанской, даже велосипеды не пришлось складывать.

От Курчанской своим ходом едем до Темрюка. Между 7 и 6 столбами от начала Темрюка около магазинчика с синей крышей – поворот налево на гору Гнилая. Она невысокая и с виду ничем не примечательная, но сразу же при подъеме встречается лужица серой грязи. На самом деле это бездонный колодец, из которого выдавливается грязь. Как мы услышали от рядом проходящего экскурсовода, называется эта лужица кратер Холодный. Вода в нем действительно прохладная, около 15 градусов. Для желающих нащупать дно воткнута двухметровая палка, но дна никто нащупать не смог. А РР сначала хотел окунуться… Поднимаемся чуть выше, и слева появляется настоящий мини-вулкан. В диаметре он метра 3-4, в высоту – 2-3 м, в жерле булькает серая жидкая грязь и иногда издает звук настоящего блевания. Кроме слова «блевака» местные жители употребляют еще слово «блевотина». Невдалеке виднелось озерцо, решили осмотреть его. Путь пролегал через сопочное поле — сухая растрескавшаяся земля с небольшими пузырящимися лужицами. На вид такое безобидное, но стоит чуть-чуть подпрыгнуть, как зеиля начинает колыхаться, и ты понимаешь, что под неизвестно какой толщины слоем земли — огромное море грязи. Сразу как-то неприятно становится. Озерцо тоже оказалось из грязи. При нашем приближении из трещин начали вылезать лягушки и «делать ноги». Я еще никогда не видела такого огромного количества лягушек. Пока мы пытались отмыться, на вулканчик залезла очередная экскурсия, человек 40.

Потом была «Военная горка» — музей военной техники времен Вов и современных войн. Наверно, интересно.

На выезде из Темрюка слева есть колонка — большая редкость в этих местах (4 км до Голубицкой). При въезде в Голубицкую сразу свернули направо, чтобы искупаться. Вода была холодная, долго купаться не хотелось, но на следующий день эта же вода показалась уже не такой холодной, дети плескались около получаса. После купания поднялись на трассу, после слияния с объездной дорогой повернули направо, по дороге, ведущей на рыбобазу, спустились к морю и там заночевали.

24.05.03 суббота После рыбобазы идет грунтовая дорога, которая в одном месте была перегорожена обвалившейся горой, пришлось тащить велосипеды по песку. Вдоль моря стоят переодевалки и туалеты для автомоболистов-дикарей. Через пару километров она поднимается на трассу. В Пересыпи сворачиваем на Ахтанизовскую. Довольно пустая хорошая дорога. В Ахтанизовской накормили детей сосисками, там же возникли первые проблемы с велосипедами, пришлось немного поремонтироваться. Наконец выехали. Справа от дороги хорошо видна гора Цимбалы — классический конус с кратерной вершиной. Едем до пересечения с трассой Анапа — Порт Кавказ, поднимаемся на гору, и тут же налево есть полевая дорога, которая здорово срезает путь до станции Сенная. На станции есть фонтанчик с краником. Далее едем до Приморской. Вдоль дороги появились оливковые деревья (которые к концу путешествия оказались облепихой), и пейзаж временами напоминает греческий. Надо отметить, что в станицах проблемы с питьевой водой, колодцев и колонок практически нет, поэтому приходится просить набрать воды в магазинах. Продавщицы охотно откликаются. Эти две станицы — Сенная и Приморская — являются центром виноделия Фанагория, вино здесь делали еще греки пару тысяч лет тому назад. Естественно, в магазине мы спросили, где можно купить домашнего вина. Нам сразу же указали на дом XXX, который продал 1,5 литра за 40 руб(!). Это вино было полнейшей неожиданностью для неискушенного российского потребителя. Оно было совсем несладкое, чуть крепче столового вина и по вкусу очень сильно напоминало греческое вино рецина. Вечером у моря мы его выпили, и я стукнула РР 3 раза по голове за все причиненные мне страдания. Ночевали на полевой дороге.

25.05.03 воскресенье С утра бодро доехали до Тамани (12 км), у ближайшего магазина купили и выпили подкисшее молоко и съели 22 яйца, которые странным образом ослабили мои ноги и голову РР. Нашли центр с рынком, удивительно пустым и дорогим, автостанцию, где выяснили, что автобусы двигаются 4 раза в день: 2 на Краснодар и 2 на Темрюк, был раньше автобус до Порт Кавказа, но он сломался. Спустились к морю, посидели около гаражей и искупались в Черном море. Вода была довольно теплой, но море в этом месте мелкое. Ближе к вечеру отъехали от Тамани к лиману. Правильный поворот к лиману — между 5 и 6 километрами, там путь лежит через домик с дядькой и собаками. Чуть ближе к Тамани есть поворот, где можно пробраться к лиману незамеченным, но это дольше и дальше. Нашли там грязевое поле, в котором вывалялись как свиньи. Поле окружено травкой, в которой было гнездо каких-то мошек. При нашем появлении они поднимались в воздух со звуком истребителей и окружали нас плотным кольцом. Ночевать мы отправились на другую сторону трассы. Обнаружили там железную дорогу, не обозначенную ни на одной карте. Население говорит, что ее построил Тольятти-Азот. Присмотрели тихое местечко на какой-то заросшей дороге, палатки поставили на травку, велосипеды оставили прямо на дороге и мирно легли спать. В одиннадцатом часу мы были разбужены двумя дядьками, оказавшимися пчеловодами. Оказывается, по этой дороге должны пройти трактора с огромными прицепами, гружеными ульями. Велосипеды пришлось эвакуировать, и мимо нас с грохотом и ревом протарахтели огромные трактора. Ну надо же, раз в год привозят и раз в год увозят!

26.05.03. понедельник Ночевали мы недалеко от горы Карабетки (Карабэтка, как говорят местные жители). С утра солнце было за тучками, и мы оправились искать вулканы, которые «должны работать». Поднялись по еле приметной дороге, но ничего работающего не нашли. Старые кратеры находились на кучах засохшей грязи, издалека напоминавших горы щебня. В небольшом озерце оглушительно громко квакали лягушки, их было слышно за сотни метров. Спустились по грунтовке в Тамань, поболтались у моря. К вечеру двинулись обратно к Сенной, заночевали среди придорожных деревьев.

27.05.03. вторник Утром в Сенной помыли головы около станции, там краник с хорошо бегущей водой. Попытались проникнуть в дегустационный зал винного дома «Фанагория», но нас вежливо остановили: «Вы к кому?». Зал оказался еще закрытым, и мы покатили по дорожке вдоль моря, искупались, вернее, поползали по дну, глубина — по колено на неизвестное расстояние. Вообще на этом побережье море очень мелкое, дно очень часто илистое, под илом — черная грязь, нога проваливается по колено. Только в Тамани было чуть-чуть поглубже. После Сенной выкатились на асфальт, доехали до Юбилейного, дальше Фонталовская (на указателе было написано Фанталовская), Запорожская. В Запорожской хотели искупаться, но местные жители рассказали нам о Приазовской Швейцарии в 10 км на Азовском побережье. Доехали быстро, хотя был сильный встречный ветер. И правда, красота неописуемая. Крутой, местами обвалившийся берег, поросший цветущими шиповником и боярышником, действительно вызывает ассоциации с альпийскими лугами. Азовское море накатывает волн ы на каменистый берег. Зрелище величественное! Здесь, в Тамани, моря поменялись местами. Черное — мелкая глинистая лужица, Азовское — глубокое, с высокими волнами и каменистым или галечным берегом, камни были почему-то глинистыми, при растирании они превращались в глину. Где-то недалеко есть еще озеро (пресное) и источник, но мы их искать не стали. Заночевали в лесополоске недалеко от свалки.

28.05.03 среда Утром доехали до Ильичевки (Ильич). Там какая-то бабулька рассказала о туристах-путешественниках, ехавших из Германии в Архангельск через Крым, а сзади за велосипедом была тележка с собакой. Здесь, в Ильиче, посмотрели мыс Ахиллеон. Дальше проехали по косе Чушка 10 км до парома. Взрослый билет стоит 99 рублей, детский — половина, перевоз велосипеда — 37. Но мы не стали покупать билеты на велосипеды, на входе сказали, что велосипеды складные, их можно сложить как багаж и т.д. Пропустили легко. А на самом пароме вообще ничего не спросили. Перед отплытием съездили искупаться. Дорожка идет вдоль забора, не заходя в поселок, после всех портовых сооружений берег очень приличный, но море мелкое.

Через 15-20 минут путешествия на пароме прибываем в Керчь. Нам нужно было заехать в город за камерой, решаем ехать вдоль моря. Первое подходящее купальное место было почти сразу же, там купались мальчишки. Мы доехали до остатков крепости с башенками, и сразу под ней оказалось очень приличное место для купания, каменистый берег с глубокой водой.

В центре на рынке пытались найти велосипедные товары, но они были уже закрыты, надо было приезжать с утра, но сразу же за рынком обнаружился веломагазин у входа на стадион. Камеры были только с автомобильными ниппелями, пришлось взять такие. На рынке цены она продукты были приятно низкими (1 гривна — примерно 6 рублей):

сметана 200 г 2 грн
молоко 1 л 1 грн
кровяные колбаски 1 кг 4,5 грн
зелень 0,25 – 0,40 за большой пучок
клубника 4 –6,5 грн

Выехали из Керчи в сторону Октябрьского. Там у РР спустили оба колеса. Вышли пешком из Октябрьского, переночевали на сене. Ночью на ближний куст села кукушка, всю ночь орала, не давала спать.

29.05.03. четверг С утра РР поехал в Керчь за велосипедностями. До 12 ремонтировались. Возникли проблемы с насосом, он не хотел накачивать камеры с велосипедными ниппелями.

Через Чистополье и Белинское выехали к берегу Казантипского залива в Новоотрадном и залезли в море. Хороший песчаный берег и купающиеся коровы. Там же, в Новоотрадном, встали на ремонт, часа на 2-3. Одно колесо пришлось нести на базу отдыха, чтобы водители подкачали его. К счастью, там оказался работающий компрессор, и колесо быстро накачали. Одна камера осталась для нас загадкой: дырки в воде не обнаруживались, на колесе она спускала. Недалеко от дороги нашли сероводородный источник с железистым привкусом. С дороги он не виден, надо спросить.

После Нижнезаморского заночевали на берегу Азовского моя в оливковой рощице.

30.05.03. пятница Утреннее купание, суп, чай, коровы, идущие на купание. Хорошо. Едем вдоль моря до Песочного. Дорога – более-менее. На море начинается шторм. Девки с визгом бросаются в волны, которые с большой силой кидают их на берег. Ветер крепчает, но он все время дует сбоку или сзади. После Песочного начинается бетонка до пионерлагеря, после лагеря сплошной песок, почти все время идем пешком, поэтому в Азовском решаем ехать по бетонке вдоль лимана. Перед Азовским еще раз бросаемся навстречу волнам и ураганному ветру. Надежду волны протащили по гальке обгоревшими ногами, РР поранил ногу до крови. Бетонка приводит нас прямо в Щелкино (вопреки карте). По пути туда сюрреалистические пейзажи: затопленные опоры линий электропередач, брошенный недострой на островках, голые безлистные деревья малинового цвета, и вдали, за лиманом, громадина брошенной атомной станции с еще более громадными кранами. Щелкино выглядит мертвым и пустым. много недостроенных домов с пустыми глазницами окон, но при подъезде к центру появляются какие-то люди, даже выпускники с бантиками и ленточками. Впечатление какое-то говеное. Захотелось поскорее уехать. Сильный ветер в спину укрепил наше желание. Он был настолько силен, что я поднималась в гору вообще не крутя педали. Местные жители сказали, что такой ветер дует 3 дня, потом, если не перестает, еще 3 дня, и так до 12 дней. Направились мы в Ленино, до Северо-Крымского канала, чтобы проехать вдоль него по обозначенной на карте дороге и постираться. В Семеновке искупались и отъехали от моря. Дорога вдоль канала оказалась хуже, чем мы думали. Около канала на 343 км и заночевали.

31.05.03 суббота С утра по традиции РР поехал ремонтироваться в Ленино. мы постирались, помылись, около 12.00 выехали в сторону Каменки. Карта довольно адекватно показывает дорогу, но в степи появляются еще дороги, поэтому надо спрашивать у местных автомобилистов. Все эти дни цветущая степь поражала великолепием красок. Из незамысловатых, но ярких цветов складывался пестрый нарядный ковер. Красные маки сплошным одеялом, маки с белыми ромашками, розовое с белым желтое с фиолетовым, голубое с розовым — фантазии природы удивляли и восхищали. Запахи цветущей акации и шиповника, душистой мяты, чабреца, свежескошенной травы — целая симфония запахов и звуков стала неотъемлемой частью нашей жизни.

В Каменке на море было очень холодно, магазин был закрыт, РР съездил в Семисотку — нужно было закупать продукты на путешествие по Арабатской стрелке. Заночевали в лесополоске недалеко от Каменки. Вечером РР поехал за молоком в селение. Уже стемнело, а его все не было. Представив его лежащим в канаве с пораненной ногой, я поехала искать его. В темноте мы чуть не разминулись на дороге. К счастью, все обошлось, просто пришлось ждать, пока подоят корову.

01.06.03 воскресенье Утром РР опять ездил в Семисотку в магазин. Есть там вполне европейский хозмаг, в котором есть электробытовые товары и даже запчасти к велосипедам. Хозяин магазина даже был готов принять предварительный заказ на необходимые товары. Но интернета у него, к сожалению, не было.

Позавтракали и двинулись в Соляное. По пути осмотрели крепость Арабат-Кале. Если название перевести на русский язык, получится крепость Крепость-Крепость. Одни стенки. В Соляном осмотрели заброшенные соляные копи, которые решено было не восстанавливать после урагана, пронесшегося несколько лет назад, провели очередной р емонт велосипедов и двинулись в путь. Предстояло проехать 105 км. Ветер почти попутный, дорога не совсем плохая, местами песчаная, местами «шиферная», но пешком практически не идем. За 3 часа чистого времени проехали около 30 км, доехали до урочища Рожкова. Там стояло сухое дерево, а неподалеку лежали 2 кирпича — ну прямо подарок судьбы. Но вечером костер разводить не стали, ограничились чаем на газе. Сейчас эти кирпичи лежат деревом и ближайшей к нему дорогой, 19 шагов от дороги. Вечером замочили гречневую кашу. После ночного стояния в воде она становится мягкой и очень быстро разваривается.

02.06.03 понедельник С утра сварили кашу с колбасой и плавленым сыром. Получилась целая кастрюля, но лишнего не осталось. Через 35 км — ферма, там напились воды, еще через …… км (25 км не доезжая Стрелково) — еще одна ферма, где купили молока (сколько можно есть!), через 8 км — страусиная ферма. Пока единственная неприятность — сильный встречный ветер. Ферма оказалась довольно большой, и страусы тоже были немаленькими. Думали, что можно будет купить яйцо, но ферма имела такой промышленный вид, что мы к ней не подступились.

Еды мы набрали много: банка тушенки, «паштет с индюка», две сардины, 5 колбасин полукопченых, полкило гречи, 1 кг акарон, хлеб, печенье, вафли, козинаки. В воскресенье вечером к чаю достали одну колбасину, но потом решили, что за день мы проехали на две колбасины, и съели еще одну. Весь следующий путь измерялся в колбасах. В понедельник с утра одну колбасину съели авансом, а одну принесли в жертву дорожным богам – потеряли по дороге. Но за день мы их отработали. (Везли мы их сверху на рюкзаке, так как продавщица посоветовала держать их на солнышке, чтобы не испортились.)

Заночевали перед Стрелково среди цветущей облепихи.

03.06.03. вторник Целый день запах цветущей облепихи — очень нежный и желтый. Начались магазины, мороженое, пиво. После Стрелково — Счастливцево, километры пансионатов и пионерлагерей. Уже третий день велосипед РР издает ужасные звуки — нечто так и невыясненное корябает ось со страшным скрежетом. И вот на финишной прямой, когда Геническ уже был перед нами, ось заклинило, пришлось разбирать колесо. Погода явно холодала. В Геническе мы вызвали оживление у уличных продавщиц и таксистов, они даже посвятили нас в свои местные разборки. Нашли рынок и поехали искать место для ночлега. Но за городом потянулись сплошные садоводства. Поэтому стали обследовать берег. Впечатляющее зрелище — берег не просто отвесный, а под острым углом. Все-таки после садоводств нашли лесополосочку, но из-за ее неровности палатки поставили на поле. К вечернему чаю открыли паштет с индюка (так он был обозначен на банке, сделанной в Польше), весьма неплохо. Ночью было очень холодно.

04.06.03. среда Не завтракали, сразу поехали на рынок. Глаза хотят все сразу. Появилась первая черешня, еще очень мелкая, но съедобная, 1 грн (6 руб.) за килограмм. Клубника (4,5 грн) с рыночной сметаной (7 грн), традиционное парное молоко, домашний сыр. Хорошо!

Поехали смотреть старый мост с трубами. Остатки труб так и лежат. Очень мелко, по щиколотку. И очень холодно. Вместо электрички на Новоалексеевку двинули своим ходом. По пути поели немного шелковицы.

В Новоалексеевке купили билеты до Харькова на вечерний поезд и поехали обедать за город. Кассирша обсчитала нас на 6 грн, чему мы очень удивились — в железнодорожных кассах нас еще не обсчитывали. А, может, мы просто этого не замечали. На платформе купили ведерко очень крупной черешни и объелись ею. Потом в Питере я могла на нее смотреть спокойно, без слюноотделения. Вечером загрузились в поезд, ночью опять замерзли.

05.06.03. четверг В Харькове сплошные турникеты на выход и вход. Есть, естественно, один, который крутится в обе стороны. Мы им и воспользовались.

Электричка до Казачьей Лопани, молоко, кровяная колбаса. Своим ходом нелегально пересекаем границу между Гранями и Красным Хутором, доезжаем до Наумовки, потом до Толоконного (поселок Октябрьский), электричка до Белгорода, потом до Курска. Ночной поезд до Москвы, перекладные до Питера — добрались всего лишь тремя электричками. Все холоднее и холоднее.

Материалы к поездке.


2004  |  2003  |  2002  |  2001  |  2000  |  Туринский цикл  |  Брюссельский цикл  |  Гостевая книга  |