Volksrad-2010. Трансбалтийское велопутешествие



Подготовка и задумки

Воодушевлённый своей прошлогодней концепцией one-time biking, я давно намеревался повторить нечто подобное и ждал соответствующего повода. И вот, некоторое время назад один из моих читателей поведал мне, что, окажись я в Берлине, он мог бы организовать передачу мне в дар подержанного low-end велосипеда. Придумал название проекта: «Volksrad» (по аналогии с «Volkswagen»). Но этом Фольксраде я и хочу доехать до Петербурга – это около полутора тысяч километров через Польшу, Тридевятое Царство (Калининградскую обл.), Литву, Латвию и Эстонию. Долго думал, с чем бы это совместить, и, наконец, пришёл в к выводу, что ни с чем совмещать не надо, а просто выделить это в отдельный проект. Семейство благословило меня на это мероприятие, и тут же попалась акция авиакомпании Airberlin - я взял и купил билет из Хельсинки в Берлин за 29 евро, вылет 19 июня 2010 г.

Несмотря на то, что я не турист вообще, и не велосипедный, в частности, опыт дальних велопоездок какой-никакой у меня есть, летом 2009 г., к примеру, осуществил давнишний проект «Штука на Каме» - проехал около 1000 км на маленьком складном велосипеде. Сначала я стал выискивать адреса локальных форумов велотуристов из балтийских стран и обращаться к ним с просьбой помочь мне спланировать кусочки моего маршрута.

На сайте силезских велосипедистов я обнаружил чрезвычайно полезный рассказ «Чёртово путешествие» - «Diabelska podróż». Двое велотуристов (один, кстати, физик, мой почти коллега) проехали от Тчева (это городок немного южнее Гданьска) до Стокгольма через Санкт-Петербург практически по предполагаемому мной маршруту. Название «Чёртово» не потому, что путешествие было чем-то неудачно, а попросту потому, что ник одного из его участников «Diabel».

Несколько слов об этом самом «предполагаемом маршруте». Я не сторонник жёсткого планирования маршрута, обычно я разрабатываю для себя так называемое «поле скоростей». Обрисовываю полосу разумной ширины примерно вдоль своего маршрута и в каждой точке втыкаю «оптимальный вектор». Если никаких новых вводных не поступает - еду себе по «интегральной линии». Какие-нибудь изменения по ходу дела - ориентируюсь по ситуации, но всё равно оказываюсь в пределах плановой полосы и затем опять еду по очередной «интегральной линии». Вот как выглядит эта полоса:




Кусок от Берлина до Нижней Вислы для меня пока совсем не проработан. Тут мне, как надеялся, помогут участники форума: Społeczność rowerzystów. Для пересечения немецко-польской границы я пока что выбрал «Паром без границ» - маленький паромчик через Одер, который стал ходит после вступления Польши в Шенген, находится он у деревни Гоздовице




После Польши путь мой должен был пройти через Тридевятое Царство. У калиниградских велосипедистов есть свой сайт с форумом, ближе к делу я спрошу у них детали, но там всё вроде просто – въезжаю через КПП Мамоново, еду в Калиниград, оттуда на Куршскую косу, прохожу литовскую границу, еду по косе и переправляюсь на пароме в Клайпеду. Хотя, всё же спрошу, вдруг есть альтернативный маршрут по континенту...

Литовский отрезок мне помогли спланировать участники форума с сайта Novel.lt велотуристов из Висагинаса. Я очень долго не был в Латвии и Литве - с начала 90-х годов, за исключением небольшого путешествия по Западной Литве в июле 2008 г. По дороге на конференцию в Гданьск я доехал поездом до Кальварии и далее прошёл грунтовками, напролом через бывшую советскую границу и - в Польшу




При выборе стратегии путешествия после Клайпеды во мне борются две тенденции. Дело в том, что я бегло говорю по-латышски, но совсем не говорю по-литовски (т.е. написанное по понятным причинам худо-бедно разберу, но говорить - трудно). Потому мне и хочется пораньше свалить в Латвию. Тем не менее, посмотрел я фотки на Панорамио - как-то не радуют тамошние грунты, а путешествие у меня в этот раз длинное и попросту времени не хватит на всё. Ищу баланс..

Вот такие вот были у меня предварительные намётки.

Габриэла: обретение и освоение

Поездка мне предстояла дальняя, более тысячи километров, общественным транспортом я особенно пользоваться не собирался, поэтому велосипед в этот раз у меня был не маленький, складной. как обычно, а, наоборот - большой. Мой добрый знакомый Рашид, живущий в Берлине, обзавёлся новыми велосипедами, и предложил мне собрать из двух старых, пылящихся у него в подвале, один ходовой.




Один из велосипедов был мужской, другой - дамский. Я, разумеется, выбрал второй - терпеть не могу ногу задирать, словно пёс на забор. Внимательно проверил все гайки, и поехал покупать резину. Все мне говорили: для такого путешествия надо ехать в специальный веломагазин, покупать «нормальную» резину, но суть моего проекта Einfach reisen (ездить просто)именно в том и состояла, чтобы ездить простыми доступными средствами. Поэтому я доехал до ближайшего Baumarkt'a - магазина стройтоваров, купил там пару покрышек по 8 евро и пару камер по 3 евро, поставил их на велосипед и благополучно проехал 1800 км ни разу не поменяв резину, да и сейчас с удовольствием на ней катаю.



У меня был с собой купленный недавно велорюкзак-«штаны», который я попытался поначалу прикрепить, как это делают велотуристы, на задний багажник (обычно я вожу всё спереди).




Руль стал какой-то вертлявый, а через несколько десятков километров лопнула спица в заднем колесе. В результате я сделал так, как мне привычно - закрепил «штаны» на переднем багажнике, сверху ещё положил everyday-рюкзачок, а сзади у меня были лишь палатка и полиэтилен. После этого ехать стало привычно и удобно.




Примерно через полторы сотни километров у меня стала подозрительно болтаться ось каретки. Проезжая мимо склада металлолома, я спросил, нет ли у них там старого выброшенного велосипеда. я бы подшипник оттуда взял. В ответ тамошний дядька сказал, что он уже 10 лет чинит велосипеды и за 10 злотых (около 100 руб.) всё мне сделает. Я ему сказал, что мне тысячу километров ехать, что сделать надо хорошо, он меня уверил, что всё будет чётко! Разумеется, как и во всех предыдущих случаях моего общения с веломастерами было много понтов, надменная рожа и отвратительный результат: через 5 километров всё стало совсем плохо. К счастью, неподалёку был веломагазин. я купил там нужные подшипнике (в Польше велозапчасти стоят вдвое дешевле, чем в СПб) и сделал всё сам, после чего так и езжу себе спокойно. Почему все мастера так похожи? Комплексы у них, что ли, одинаковые? Или на меня они так реагируют? Одно и то же: начинают корчить важное личико, пренебрежительно «тыкают» и делают всё кое-как, причём это я вижу и в Италии, и в Польше, и в СПб. Наверное, дело всё же во мне - не произвожу я впечатление «настоящего мужчинки»!



Седло я взял пошире, правда, у него отвалилось крепление одной из пружин, но я примотал его проволочкой, так и ехал себе. Больше проблем мне велосипед не доставил.

Некоторые утверждали, что путешествовать на односкоростном велосипеде - это ужас, это кошмар, однако я - человек пожилой, во времена моего детства велосипед без передач - «синглспид» был совершенно нормальным средством для велопутешествий, так что эти старомодные воззрения у меня так и сохранились.



А имя - имя как-то родилось само, легко и естественно. Я назвал свою новую велосипедицу Габриэлой.

Гармония и клещи.

Как-то не очень споро шла у меня подготовка этого проекта. К отъезду ни маршрут я толком не проработал, ни картами необходимыми не обзавёлся. Когда самолёт уже подлетал к Берлину, я глянул в иллюминатор и увидел Одер: там из воды торчали верхушки деревьев. Сразу стало ясно, что на паром лучше не соваться. Надо было сразу перепланировать даже первый участок пути.

В течение дня, пока я чинил велосипед, у меня оформилась концепция этого путешествия, главным ключевым словом которой стало “einfach” (просто):

Я решил отдаться Трассе. Карты в этот раз были у меня какие-то не вполне толковые, примерный курс свой я знал, но, как только дорога мне не нравилась, тут же пускался в объезд. Дорога мне могла не понравиться по разным причинам - загруженная трасса, например, или грунтовка слишком «стиральнодощатая», или встречный ветер, или просто что-то «сдувало» меня в сторону (достаточно посмотреть, как выглядит мой путь на карте). Что же такое «отдаться Трассе»?



Мой подход к путешествиям начал «выковаваться» ещё в автостопные времена, постепенно эволюционируя, в этом я кардинально отличаюсь от туристов, особенно российских. У меня есть многоплановое понятие Трассы, состоит она не только и не столько из из дороги, это совокупность всего, что меня несёт и везёт, это то пространство, которое я сквозь себя пропускаю. Я могу угостить Трассу, могу попросить у неё что-нибудь.

То же относится и к Месту, где я бросаюсь на ночлег. Одно из моих важнейших правил - это Leave-No-Trace, бесследное пребывание. В темноте я стараюсь, за редкими исключениями, не пользоваться фонариком. Костры я не переношу категорически, людей, которые тащатся от того, чтобы пялиться на огонь и утверждающих. что костёр «возвышает», я считаю завоевателями и разрушителями. Поутру я обязательно благодарю Место, прошу его передать привет следующему.




Меня предупреждали, что конец июня - время клещей, места там соответствующие — эвон, названия сами за себя говорят, и ехал я один, кого попросить посмотреть, что же делать? На третий день вижу - ползёт по дну палатки клещик, только что с моей головы свалившийся. Следуя достойному примеру Антония Сурожского, хватаю его и говорю: «Вот смотри, я бы тебя сейчас сгнобил, да не буду! Отпускаю тебя, а ты передай своим, чтоб меня больше не трогали!» Так оно и вышло: ползали около меня, смотрели на меня с листьев, когда я купался или ещё чего делал, но не трогали. По утрам у входа в палатку на чёрном полиэтилене меня встречала групка из шести-восьми любопытных коричневых улиток, хотели заглянуть, наверное, в палатку, но стеснялись. Так вот, в дружбе и согласии с Трассой, прошло моё путешествие.

Уже подъезжая к СПб, я вспомнил пословицу «Как вы судно назовёте, так оно и поплывёт», похожее получилось и с этой поездкой. На форумах во время подготовки я называл её Einfach leben - einfach reisen (просто жить - просто ехать), но при этом продолжал пытаться спланировать что-то заранее. А вышло так, что я просто сел на велосипед и поехал домой. Вот во что фактически это вылилось:




получилось велопутешествие Берлин — Вруда. По дороге, разумеется, приключались забавные истории.

Гноевские «птички»

Переехав через Вислу, я почувствовал, что пора укладываться спать. Остановился в конце огромного моста, спустился по лестнице и поставил палатку. Что-то, однако, останавливало меня и я решил обождать. Через пять минут появились двое парней на велосипедах - невесть откуда. Оказалось, в паре километров есть ещё молст через Вислу, они по нему и приехали. Тут же спросили: czy pan tu śpi? Я уклончиво ответил, что так, мол, палатку сушу, а что? Так тут же в опоре моста гитлеровские бункеры - 3 этажа под землёй, мало ли какие люди ночью сюда придут! Пришлось быстренько собраться и поехать.

Ехать пришлось по «Берлинке» (ещё Гитлером выстроенной автодороге Берлин - Кёнигсберг), единственной трассе, без обочин, с фурами. Альтернатив не было: Вислянские Жулавы - это зона польдерного земледелия, там сплошные поля и дренаж. Кое-как, шарахаясь ввечеру от фур, доехал до окрестностей села Гноево, нашёл там обрамлённое кустами овсяное поле и поставил палатку.

Ночами в Европе меня постоянно сопровождают разнообразнейшие звуки, птицы то хохочут, то верещат, то почти лают. А в эту ночь я несколько раз просыпался оттого, что какие-то загадочные птицы шумно, тяжело и грустно вздыхали. Утром я проснулся. стал собирать палатку и вижу этих птичек - как будто куски чёрного полиэтилена выскакивали время от времени из овса - ну что за странные создания?! Может это и вправду, ветер носит полиэтилен. И тут меньше, чем в 5 метрах от меня в поле ломанулся здоровенный чёрный... кабан, и я всё понял! Дело в том, что бросился спать я рядом с логовом вепрей, более того, лишь утром заметил, что перегородил палаткой их нахоженную тропу, оттого-то ночью эти чудища так грустно вздыхали подле меня...

Официальный статус

Ещё задолго до, и всё ближе к выезду я хотел придать своей будущей поездке какой-нибудь официальный статус. Поначалу пытался сговориться с фирмой по производству и продаже «дроческопов» - велосипедов низкого ценового сегмента, но ничего из этого не вышло: тамошний менеджер и руководство как будто бы говорили на разных языках, никакой ясности так и не наступила и я плюнул на переговоры с ними. Кроме того, они предлагали рекламировать их технику на форуме «Велопитер» (а это всё равно, что рекламировать кровавые колбаски на сайте вегетарианцев)

Ещё хотел я. чтобы обо мне написали в какой-нибудь газете, но никакого толкового предложения ни для какого издания у меня так и не народилось, в результате поехал я безо всякого официального статуса. Опять же einfach - «просто».

Еду я себе еду, проходят день за днём, проезжаю всю Польшу. Погода испортилась, с утра до вечера дожди, ветер холодный (одно спасение - вкусное пиво), и вот, неподалёку от Голдапа (Goldap), это в 3 км всего от границы с РФ (я объезжал Калиниградскую область «по касательной», решил лишний раз в Паспортлэнд не соваться), уже вечером увидел уютную автобусную остановку. Палатка была мокрая. спальник сырой, вот я и решил заночевать там прямо на скамейке. Только приготовил ужин, как останавливается рядом машина с мигалкой.



- Здравствуйте, Polska Straż Graniczna, ваши документы!

- Вот, пожалуйста, а разве я что-нибудь нарушаю?

- Пока нет, но мы обязаны проверить ваши документы.

- Prosze pana!



Долго-долго они возюкались, пихали в свою документочитающую машинку (машинка не реагировала, они поясняли: «Ну, сами понимаете, польская техника») , светили разными ультрафиолетовыми фонариками, звонили начальству, но ничего эдакого не нашли. Однако составили докладную записку, которую они затем продиктовали по мобильнику в свой офис. Вот её примерное содержание:



Такого-то числа ночью на автобусной остановке был обнаружен гражданин РФ, который остановился на ночлег. На вопрос о цели своего пребывания в RP он сообщил, что совершает культурный проект...



В этот момент парень спросил у меня: «Так как же проект ваш называется?»



- Einfach reisen.

- Не, то по-немецки, прошу «пшетлумачить».

- Proszę, "Podróżować prosto"!



... совершает культурный проект «Путешествовать просто». Имеет действующую визу, ну и так далее....



Понравилось окончание докладной:



...Претензий к Страже Граничной и иным официальным службам РП не имеет.



После этого стражи уехали, затем снова появились минут через 20, сказали: «Ну, теперь всё в порядке!», уже по-человечески пожали мне руки и свалили. А поездка моя - она обрела долгожданный, пусть и несколько неожиданный, официальный статус.