По Австро-Венгрии на «дачном» велосипеде

В рамках своей концепции «Volksrad» - «Народный велосипед» я уже второй год провожу тематические велопробеги. В 2010 году я прилетел за 29 евро на самолёте в Берлин, там собрал из двух старых дорожных велосипедов крепенький дамский односкоростной велосипед, сел на него и доехал почти до Петербурга. В 2011 году у меня планировался научный визит в Технический университет Вены к моему соавтору Карлу, причём по условиям визита дорожные расходы мне не оплачивались. Это побудило меня  провести переговоры с компанией Wels, производителем и поставщиком велосипедов, в результате которых мне был предоставлен «дачный» велосипед для тестирования.  


Wels

Почему «дачный»? Во-первых, сама по себе задача испытания ресурса простого недорогого велосипеда мне была интересна: одно такое путешествие по нагрузке и износу велосипеда - это 3-4 года дачной эксплуатации и производителю были интересны результаты такого теста. Во-вторых, я люблю путешествовать со складным велосипедом - если что, сложу и сяду в общественный транспорт (чем я неоднократно пользовался). В-третьих... впрочем, не буду разводить тут свои обычные рассуждения про «велобуржуев».


Вот как выглядел мой транспортный вариант. В плацкартном вагоне уложенный в обычную сумку-«чувал» велосипед легко помещается на третью полку, надо только зафиксировать его на всякий случай легатурами, чтоб не ёрзал

транспортный вариант

В плацкартном вагоне

Наконец, я никуда не торопился! И ещё одной из моих задач была разработка примерного маршрута для наших летних путешествий с детьми.

Подготовка велосипеда

Интересно было опробовать велосипед именно в его исходном виде – ничего не перевинчивания, поэтому я постарался вносить как можно меньше изменений в исходную комплектацию. Всё, что я сделал, это 

 Те, кому я рассказывал, что собираюсь проехать на такой технике около 2000 км, заявляли: «Такой велосипед не предназначен для велотуризма!» Да, так оно и есть, но я-то ехал тестировать его в дачном режиме! Я не собирался гонять со скоростью большей, скажем, 23 км/ч. Я не бью велосипед, не впиливаюсь со всего хода в поребрики, мне не трудно остановиться и слезть с велосипеда, а не долбать колёса. Передачи я переключал аккуратно, почти не нажимая на педали в момент переключения. 

Вот как я экипировал велосипед. Поначалу, как уже упоминалось, установил передний багажник. Затем приспособил к рулю сумкоподвес, сделанный из легатур (так в нашем «Бомж-Вояже» называются резинки с крючками для крепления вещей). Эти легатуры нужны для того, чтобы фиксировать «за шиворот» рюкзачок с повседневностями, стоящий на переднем багажнике. Кроме того, к сумкоподвесу я прикреплял - с помощью обычных бельевых прищепок - карту

легатуры фиксрюкзак 
карту

Чтобы рюкзак был на достаточной высоте, я подкладывал под него полиэтилен (который при надобности извлекался и служил защитой от дождей). Между рулём и рюкзаком я прокладывал зелёную  тарпаулиновую подстилку (которую я ночью подкладывал под палатку), чтобы рюкзал слишком сильно не прижимал к рулю тросики тормозов и передач.

подкладывал

спереди


На задний багажник я сначала укладывал так называемое «быдло» - завёрнутую в полиуретан палатку. Крепилось это быдло с помощью двух строп на фастексах - быстрых пластиковых застёжках, эти крепления несложны, я сделал их сам буквально за несколько минут. Поверх быдла я укладывал рюкзак-штаны. Из-за его высокого расположения у меня не было проблем с возможным попаданием «штанин» рюкзака в спицы. А высокий центр тяжести - это проблема велотуристов, я его просто не замечаю.

быдло рюкзак-штаны

Общий вес перевозимого получался килограмм 6 плюс-минус два спереди и
примерно столько же сзади.

Преимущество такого велосипеда, на мой вкус, заключается ещё и в том, что во время езды он обеспечивает высокую посадку, мне это кажется более естественным, чем ездить «кверху попой», пусть даже это и хуже с аэродинамической точки зрения. При такой посадке обзор у меня  был как у водителя джипа - ну и самоощущение соответствующее!

В путь!

Я не люблю подолгу ездить в одном транспорте, поэтому мой маршрут до украинско-венгерской границы выглядел так. В общем вагоне гомельского поезда я доехал до Орши - ехать ночь, после Невеля вагон пустеет и я спокойно поспал. Затем электричкой до Минска, погулял полдня по Минску. Минск - спокойный, приветливый город, стояла хорошая погода, я меня было целых пять часов для велоэкскурсии погороду. С трудом я привыкал к их странноватым порядкам - на велосипеде там можно ездить только по тротуарам, а по проезжей части - нельзя (зато люди там ездят на велосипедах в обычной человеческой одежде). В результате впечатление о Белоруссии вообще и Минске в частности у меня осталось несколько противоречивое, от восторга явно далёкое. В Минске я сел на поезд и доехал до станции Стрый, это за Львовом, там через полтора часа я пересел на другой поезд до Чопа. Железнодорожная часть окончена, начинается австро-венгерское велопутешествие! И началось оно с «домашнего» погранперехода.

В своём обзоре «Венгрия глазами люмпен-велосипедиста» я писал, что через погранпереход Чоп - Захонь велосипедистов не пускают. Через некоторое время меня поправили, в частности, ужгородский велосипедист Федя Ковач написал мне странную фразу: «Просто мы велоспортсмены, нас поэтому и спокойно пропускают без всяких эксцесов!»  Какие эксцессы? Граница есть граница: можно на велосипеде - значит можно, нельзя - так нельзя! Вот с такими вот мыслями подъезжал я в июне этого года к тому самому переходу. Приехал, солдат в будке видит меня и говорит (удивлённо):

 - Как?! Вы на велосипеде?!
 Я столь же удивлённо отвечаю:
 - Да. А что?
 - Ну, я не знаю... (зовёт старшего)

 Через некоторое время приходит лейтенант:

 - Вообще-то у нас тут автомобильный переход!
 - Но вы посмотрите, я же на велосипеде. А велосипед - транспортное средство! Киевлян пускаете, ужгородских туристов - пускаете, почему меня-то не пустить?!

 Лейтенант критически осматривает мой «дроческоп» и меня - в старых шортах и шлёпках на босу ногу.
 - Ну ладно, - нехотя говорит он - пустим!

И вот я в Венгрии!

«Тисский челнок»

Первая часть моего путешествия как раз и была посвящена проработке будущих  путешествий с детьми. Я решил проехать вдоль Тисы, время от времени пересекая её на паромчиках, оттого первая часть моего проекта и получила название «Tiszavetélő» (по-венгерски читается Тисоветеелёё) - «Тисский челнок». Через Тису ходит много паромчиков, они стандартные, новые и - что мне особенно понравилось -  с гребными колёсами по бокам! Паромчики эти - вещь довольно трудно предсказуемая. Я перекопал несколько венгерских сайтов, они пишут разное про то, где есть паром, а где - нет. Но в одном месте, несмотря на то, что везде было написано, что паром есть, он был - но попросту не работал, закрыт на неопределённый срок. Так что всю информацию приходилось узнавать на месте.

IMG_1098.JPG
паромчиках



Я ехал, петляя по Тисе, понемногу приближаясь к Токай-горе. Что мне понравилось - в рамках будущего путешествия с детьми - так это недавно выстроенная велодорожка. История её создания вот какая. Когда-то там апроходила приятненькая узкоколейка, я ещё помню маленькие пассажирские вагончики, в которых были печки-буржуйки.


regi vonat
 

regi vonat


В рамках общих тенденций узкоколейка прекратила своё существование, но администрация области Собольч-Сотмар-Берег (Szabolcs-Szatmár-Bereg) выстроила на её месте велодорожку «Реткёзи», вот ссылка на их сайт на венгерском, английском, словацком и украинском языках: http://www.freeweb.hu/retkozi/index.html .

terkep

Я проехал ещё интереснее, не пилил всё время по велодорожке, а иногда переправлялся через Тису и попадал в тамошние буераки

dfh
regi vonat
regi vonat
regi vonat


В результате я пришёл к определённому выводу: «Реткёзи» - прекрасный вариант для наших летних путешествий с детьми. «Заброска» туда и еда там - по денежке и доступности как на Украину, но Венгрия во многих отношениях гораздо мне интереснее и познавательнее (язык венгерский хоть подучу получше). Токай - замечательный городок. На каждом шагу там продаётся вино: как в корчме (есть даже специальный бар для велосипедистов), так и просто у жителей - двухлитровая бутыль отличного домашнего «Самородного» стоит 4 евро. 

бар самород

Народ там весёлый, совершенно нету «пенопластовых задротов» - франкенштейнов в обтягивающих велоодеждах и шлемиках, двигающихся со скоростью 9 км/ч по велодорожкам. Вот весёлое семейство, младшему 3 (!) годика, а уже сам ездит на велосипеде. А кое-кто иногда слишком усердствует с отдыхом в корчме и отдыхает у края велодорожки

kerekpa
куыяуп

Вот ещё зарисовка из венгерской жизни. Переправа. Подплывает паром, и к нему стоят две очереди из велосипедистов. Справа - «пенопластовые», они с билетами, матрос их внимательно проверяет. Слева - «натуралы», им за переезд платить не надо, с ними матрос приветливо здоровается.

Пуста

Итак, первая часть моего австро-венгерского проекта завершилась, и я отправился дальше на юг, рассекать по венгерской Пусте. Пуста (Puszta) - это венгерская степь.  Впервые я пересёк её больше десяти лет назад, но о сих пор помню тогдашнее самое сильное своё впечатление – новый для меня мир запахов, недоступный пассажирам самодвижущихся повозок; по мотивам этого путешествия я написал в своё время два рассказа «Именины Децебала» (для взрослых) и «Волшебный дядька Сорок Четыре и Живой Велосипед» (для детей). 

Я снова ехал и ехал по прямой пустой трассе

IMG_1192.JPG
Пуста

Есть у венгерских автодорог одна интересная особенность. Едешь себе, едешь по ней на велосипеде, а вдруг знак «Велосипедное движение запрещено». И никакой велодорожки альтернативной. Чаще я просто игнорирую такой знак и еду себе дальше, но в этот раз трасса была довольно напряжённая, и ехать становилось всё менее и менее прятно. Тут я доехал до канала, который пересекал трассу и шёл в нужном мне направлении - на юг. Вдоль канала шла в общем неплохая травяная дорога, по ней я и поехал, и добрый десяток километров ехал по совершенно безлюдным степям


Пуста
Пуста

Ехал я ехал по этой дороге, покуда канал не повернул в совершенно неадекватную для меня сторону, к тому же там начинался заповедник. Что делать? Предо мной расстелилось поле, в конце которого, на горизонте,  виднелась деревня. на нужной мне дороге. И я двинул по азимуту.

вдоль канала полю  полю

Погода  была солнечная, а я перед отъездом постригся почти налысо. В результате, хоть и терпеть не могу никаких головных уборов, пришлось соорудить себе импровизированный чепец

путь чалма

Малые Пьяницы

Если не конечной целью, то точкой максимального удаления в этом проекте для меня было сербское село Мале Пиjаце - «Малые пьяницы». На выезде из Венгрии меня напутствует Св. Михаил. Когда-то именно он обучил братьев Флора и Лавра искусству управлять лошадьми, оттого велосипедные путешественники и считают его своим покровителем. Не  был исключением и я.

Сербии

Получив благословение от Св. Михая, направляюсь к сербской границе. Штамп - и вот я в Сербии! Опять автострада, опять нельзя на велосипеде и Сербия встречает меня очередной полевой дорогой. Наконец, я достигаю цели своего путешествия, к которой я стремился столько дней - это село Малые Пьяницы! В отличие от венгерских сёл, в Сербии гораздо больше работают и заметно меньше пьют. Даже в селе со столь вызывающим названием была всего-то одна корчма!

Сербии Сербии

Всё! Теперь поворачиваю на север. Курс - на Вену!!  Срезаю углы полевыми дорожками

foldut

Последний сербский город перед Венгрией - это Сомбор. Как и повсюду, ко глубокому сожалению моему, некогда развитая австро-венгерская железнодорожная сеть понемногу приходит в упадок, но ещё жива! На вокзале я немного перекусил, а тамошняя милая буфетчица любезно согласилась подзарядить мои устройства - фотоаппарат и телефон.

Сербии Сербии

И я снова въезжаю в Венгрию.

Швабская Турция и Мечек

Снова пересекаю сербско-венгерскую границу. На стенке, около окошка паспортистов, висит табличка, которая аж на трёх языках гласит, что «пограничики ни при каких обстоятельствах не имеют права требовать никакого вознаграждения за свою работу». У меня они лишь поинтересовались по поводу излишнего запаса сигарет. Всё! Я снова в шенгене. Вспоминаю, что проект у меня называется «Венский луч», и прокладываю мысленный путь напрямую к трёхграничью Австрии, Венгрии и Словакии.

А пока что я оказался в трёхграничном углу, там, где на берегах Дуная встречаются в своих нынешних границах Венгрия, Сербия и Хорватия. Население в этом регионе пёстрое, смешанное, а lingua franca, принятый в этих местах во всех трёх странах - это мадьярский, лучш ли, хуже ли, на нём тут изъясняются все.

Первая деревня, в которую я въехал (изрядно соскучившись по прекрасным венгерским винам), была Эрцегсанто, по-сербски «Сантово». Надписи на административных зданиях тут на двух языках: венгерском и сербском. В деревне были открыты аж три продмага, а прикупил необходимое и стал расматривать карту. Увидел милое моему сердцу название «Буджак» (Budzsak) - явно не венгерское и очень хорошо мне знакомое (опубликовал я давеча заметку про другой такой угол, впрочем, с этим Буджаком связанный). По-турецки слово это означает «угол», и действительно, этот уголок - интересное место. С одной стороны, тут проходят туристические маршруты, в частности, знаменитый Donauradweg,  с другой же - «турзона» тут очень тоненькая, шаг в сторону, и вы оказываетесь глухой венгерской провинции.

Традиционно эти земли по обе стороны Дуная называются «Швабская Турция» (Schwäbische Türkei). В 18 веке в придунайские земли переселились тысячи немцев, их называли «Придунайскими швабами» (Donauschwaben), хоть понаехали они из всех германских земель, а не только из Швабии (Швабия - это юго-западная историческя область Германии, приблизительно нынешний Баден-Вюртемберг). А многие не просто «понаехали», а «понаплыли» на идеологически близких мне ўантаймерах - одноразовых лодках-ульмершахтелях, вот таких

Ulmerschachtel

В местах компактого проживания нацменьшинств, как это принято по всей Европе (кроме Греции), названия населённых пунктов пишутся на двух языках.

.biling.

Сразу на выезде из Сантово я обнаружил плакат с картой прилегающего участка Евровело (мне кажется, что этот термин уже можно склонять как русское слово среднего рода)

 
.УМ6 Duna.

и собрался проехать по красненькой линии. Нет бы спокойно ехать по стрелочкам, так решил спросить дорогу у местного населения. Венгры - люди очень доброжелательные (во всей Европе самыми friendly мне кажутся именно венгры да албанцы - возможно, оттого, что я говорю на их языках, которые мало кому известны), но, увы, каждый встречный утверждал разное. При этом двое независимо друг от друга сказали, что на той дороге, по которой я хочу проехать, порушен какой-то мост. В результате я решил не искушать судьбу - я ведь явно вернусь сюда ещё - и поехал просто по дороге прямо в Мохач. Переехал через Дунай - это тот самый паром, где натуралы (см. фото) едут бесплатно, а «пенопластовые» велосипедисты - за денежку.

.mk

В Мохаче я уже бывал, городок симпатичный, но весьма туристический, а я уже привык по деревням шляться. Поэтому не откладывая я отправился в путь: впереди меня ждали Мечекские горы.

 
.УМ6 Duna.


Впрочем, горы эти назвать горами можно с некоторой натяжкой - что-то навроде Вепсской возвышенности в Ленобласти. Весь следующий день я вкручивал через эти горки, местами было очень красиво. Делал портреты велосипеда

 
.УМ6 Duna.

Пытался срезать углы по тропинкам. Безуспешно: как правило, при этом я нарушал моё же сформулированное в «Веловенгрии» правило - не ездить по дорожкам, обозначенным на карте чёрной ниточкой.

 
.УМ6 Duna.

Делал себе кофе из такой водички, что впору было обойтись и без заварки:

 
.УМ6 Duna.

Ну, и наконец я подъехал к Балатону.

Водные дела

К Балатону я подъехал в самом узком его месте, напротив Тиханьского полуострова. Там через озеро ходит единственный паром. Поскольку места это туристические,  паром строго платный (2 евро стоит переезд велосипедиста), более того, на въезде висит грозная фраза о десятикратном штрафе за безбилетный проезд, фраза продублирована на немецком и английском. Со мной вместе ехала стайка велосипедистов-шоссейников, на лёгких быстроходных велосипедах, в красивой форме и шлемах (замечу, что таких я вовсе не отношу к «пенопластовым » - это люди гармоничные и адекватные).

balasport.hu    Тихань


Выгрузившись с парома, велосипедисты тут же упорхнули, а я не спеша поехал вдоль самого берега озера. Там спокойная трасса, рядом велодорожка, но вот берег озера, увы, доступен мало где - либо сплошные заросли осоки, либо частная собственность. Впрочем, изредка встречаются культурненькие набережные с лестницами для купания, столиками. А водные дела продолжаются: впереди небольшой городок Балатонские Ключи (Balatonfüred). На въезде в город и вправду  фонтанчик, у него припаркованы машины. люди с канистрами набирают воду.

hun.zoom-maps.com

Я бодренько перевалил через Южно-Баконьские горы и въехал в Веспрем. Веспрем - приятненький городок, на каждом углу висят плакаты «Веспрем - университетский город», полно молодёжи и неповторимо-приятная атмосфера. Ещё раз внимательно сверившись с недавно купленным  атласом, я убеждаюсь, что дальнейшая дорога через Северно-Баконьские горы не сулит мне  ничего хорошего - единственная трасса, там должен быть большой трафик (да и опросы местного населения это подтверждали).


Ves    Сербии

Поэтому решаю ехать поездом до Гьёора (Győr). Я готовился к путешествию и предвидел этот вариант, поэтому у меня с собой была распечатка нужного листа расписания с сайта MAV.  Венгерские железные дороги - это сказка, но, увы, их постепенно постигает та же участь, что и в подавляющем большинстве стран - полчища автомобилей экономически давят железную дорогу. Тарифы растут и в результате поезда поначалу «возят воздух», а затем и вовсе исчезают.


жд     жд

По дороге в Гьёр, попивая нежное белое вино, я размышлял, как же мне ехать дальше. Пересекать город и ехать по велодорожке вдоль трассы? Скучновато. И я решил немного отъехать назад, на северо-восток, и продолжить свои водные дела: переправиться через Старый Дунай, с тем, чтобы попасть в местечко Веэнек (Vének). Там должна быть паромная - специально для пешеходов и велосипедистов - переправа (на карте около циферки 1 на жёлтом фоне).

hun.zoom-maps.com

На подъезде к этой переправе начались какие-то совсем буераки и огороды, а местное население мне поведало, что комп уже второй год как не ходит. Тем не менее я был уже близок к цели и решил положиться на удачу. И действительно, через несколmко минут я увидел приближающийся ко мне тарахтящий экскурсионный катерок. Помахал ему рукой, тот подплыл и переправил меня на другую сторону, взяв 500 форинтов (2 евро). Собственно, этот катерок когда-то был паромом, а теперь возит экскурсантов по дунайским рукавам. Устроившись поспать прямо у переправы - день у меня был очень-очень длинным, я проснулся поутру и отправился вверх по дунайской дамбе к мосту через Дунай.


komp    kerek

И вот я на словацкой стороне, двигаюсь по дунайскому каналу к знаменитому гидротехническому сооружению -  Габчиковскому Водному Делу (полное название - Sústava vodných diel Gabčíkovo - Nagymaros).  Параллельно мне плывёт белый пароход - экскурсанты из Австрии, мы соревнуемся в скорости и приближаемся к Габчиковской плотине. Скамеечки на фото - это кафе, шлюзование происходит довольно долго.

Габч

Водные дела, связанные с этим водохранилищем, тянутся уж несколько десятилетий. Первоначально это был совместный чехословацко-венгерско-австрийский проект создания огромного водохранилища на Дунае, оно  улучшило бы судоходство, сглаживало бы паводки. Однако реализации этого проекта мешали многочисленные протесты общественности. В результате в 90-х годах Австрия и Венгрия отказались от участия в проекте, и словацкая сторона  построила всё на своей территории. Старое русло Дуная по-прежнему является госграницей, а водохранилище - полностью на территории Словакии. В Австрии и Венгрии вдоль Дуная тянутсяя нацпарки, а в Словакии огромное водохранилище превратилось в рекреационный центр - так что не сказать однозначно, что тут лучше, что хуже.   По всему периметру водохранилища по дамбе идёт велодорожка, висят плакаты со схемой, в одном месте ходит (бесплатный!) паром.  В начале русла Старого Дуная - аквапарк. Я решил поехать южным берегом водохранилища, чтобы поглядывать на старое дунайское русло. Однако с дамбы его не видать, зато видны многочисленные дачные участки. Тем не менее в одном месте я услышал рокот, спустился с дамбы, проехал  сквозь рощицу - и передо мной открылся настоящий бурлящий порог!

жд    
жд

Двигаться к Братиславе было поздновато, погода начала портиться, и я вернулся в Венгрию, в придунайские рощи. Тучи сгущались всё больше и больше и я счёл за благо найти себе HR под крышей. Им оказалась симпатичная, правда, чуть покосившаяся охотничья будка. Один я еле-еле поместился туда по диагонали, закрыл прорехи полиэтиленчиком, сварил себе вечерний глинтвейн и провёл прекрасную ночь. 

УМ6 Duna


А к утру дождик уже прошёл и я вернулся в Словакию. Ближе к Братиславе - рай для велосипедистов.  Туда ведут аж две параллельные велодорожки! Точнее, одна из них велопешеходная, а другоая - исключительно велосипедная. И, в конце концов, это же Словакия! Каждый километр - небольшая кафешка, где продаётся отличное разливное пиво!


велодоро    
кафе

Так у меня и не выработалось однозначное мнение, кто же поступил «правильнее» - венгры с австрияками, которые оставили Дунайские Лужки почти нетронутыми и сделали там нацпарк (разумеется, с велодорожками) или же хозяйственные словаки, которые сумели построить грандиозное сооружение - электростанцию, судопропускник, регулятор паводков и при этом организовали вокруг своего «Водного Дела» настоящий рай для велосипедистов, роллеров, и вообще для всех.

Весёлая велодорожка


От Братиславы до Вены - километров 30, у меня до встречи с соавтором ещё пара дней и я не спеша отправляюсь вверх по Дунаю. Сначала посещаю австро-словацко-венгерское трёхграничье, там установлен скромный памятник, вокруг трактора работают на полях - тихо и спокойно: граница Империи Зла ныне отступила на сотни километров на восток.


велодоро    
кафе

Ну, и как нередко бывает возле таких вот границ, неподалёку неплохо устроились мои «братья по разуму», и всё это в одном километре от аккуратненькой, ухоженной Австрии

велодоро     
кафе

А я - я отправился дальше, к Хайнбургу-на-Дунае (Hainburg an der Donau), к весёлой велодорожке, идущей по Дунайским Лужкам. По дороге мне попалась МТС - машинно-тракторная станция, на ней стояли вот такие левиафаны

велодоро     
кафе

По заказу фермеров они выезжали грозными колоннами по автодоронам в сопровождении австрийской ГАИ. Что-то было в них волнующе-энергетическое, по мере приближения к велодорожке я всё более проникался творческим настроем. А проникался неспроста, поскольку впереди меня ждала ВДВ - Весёлая Дунайская Велодорожка. Проходит она по дамбе, которая  спасает долину Дуная от наводннений - река-то своенравная, может и на добрых пять метрв подняться! На дорожке этой нет ни автомобилей, ни полиции, ездят лишь велосипедисты, да и то не очень-то много. Езжена она у меня, переезжена за последнее десятилетие, и каждый раз - с удовольствием. Я традиционно гтовлюсь к этому пробегу: закупаю 2-3 литра весёлых напитков. И начинается творческий процесс. Вдохновлённый левиафанами-комбайнами я сначала устроил себе фотосессию на самой велодорожке, попытался создать слайд-аналог фильма братьев Люмьер "L’Arrivée d’un train en gare de la Ciotat" с Аквариусом в роли паровоза, получается, как обычно, какая-то ерунда

велодоро

В этот раз у меня было с собой два литра  земпленгарского фурминта (отличное простецкое белое венгерское вино), настроение становилось всё лучше, погода прояснилась, и я решил устроить ещё фотосессию - Wild life. Спустился к Дунаю и вот:

велодоро

Удовлетворив свои художественные запросы, я отправился в дальнейший путь. Остановился у очередного столика, пригубил фурминта и меня потянуло на музыкальное исполнительство. Я обладаю хорошими музыкальными даными, могу сам писать аранжровки, но, увы, тембр моего голоса - он отвратителен, поэтому я почти никогда не пою при людях (а в хорах меня держат исключительно в роли «камертона» - даже если все вокруг начинают врать, я своим козлиным голосом вытяну наперекор правильный тон). И вот я ехал по пустыной велодорожке, приближался к Вене и - и не мог удержаться от пения. Сначала тихонечко намурлыкал «На берегах прекрасного голубого Дуная» Штрауса, а затем впал в тоску: «Златые горы» (Умчались мы в страну чужую, А через год он изменил), «Нiч яка мiсячна» (Я ж тебе вiрная аж до хатиноньки Сам на руках донесу), затем «Мулен руж» (Moulin des amours  Tu tournes tes ailes. Au ciel des beaux jours  Moulin des amours), потом уж не помню, что и пришёл к моей любимой «Пьемонтезине» (не могу забыть тебя, прекрасная девушка, останешься единственной звёздочкой, сияющей для меня) - и тут мне стало совсем грустно, грустно из-за того, что, прожив три года в Пьемонте, я так и не смог найти для себя следующий контракт в Италии и мне пришлось вернуться в Империю Зла... При этом я заметил, что все напеваемые мной мелодии были «венского», трёхчетвертного размера. Всё! Пора переламывать настроние, ещё стаканчик фурминта и я перешёл к маршам - вспомнил пьемонтскую горную «Nostra crica» (Да здравствует наша весёлая команда! Среди альпийцев нет места тоске!) - и так увлёкся, что не заметил, как навстречу мне проехала усердная тётечка-велосипедистка - мне стало немного неудобно за свою «развязность». Однакож через полчасика настало время очередного «привала»; я неспешно ужинал за столиком и увидел ту же тётечку, которая возвращалась со своего моциона и.... что-то громко напевала! Мой пример оказался заразителен!

Смеркалось, и я устроился на ночлег в одном из своих многочисленных придунайских HR.

велодоро

Венский калейдоскоп

Поутру я славно позавтракал, неспешно насладился видом на Дунай

велодоро     
кафе

и отправился в свою любимицу-Вену. Я регулярно езжу в этот город аж с 1994 года, каждый раз, приезжая туда, отдыхаю душой. Как там всё сделано по-человечески! Особенно с точки зрения городского велосипедиста.


велодоро     
bridge


До официального начала моего визита оставался ещё день, я специально приехал пораньше и устроился в кемпинге - «буржуйской слободке». В гостиницах мне вообще тоскливо и душно, к сожалению, чем дальше, тем больше я дичаю, и тесные контакты с чавкающим обществом безудержного потребления меня утомляют. Кемпинг был для меня некоторым компромиссом. Основную часть его занимали, конечно, караванщики, но в дальнем конце была полянка, на которой кучковались люди попроще с палатками. Помимо велотуристов «с иголочки», были и крепкие простые дядьки, путешествующие не одну тысячу километров. Сначала познакомился с двумя поляками, едущими из Кракова в Афины, затем разговорился с немецким дедом.

велодоро

Он совершал многомесячное путешествие по Европе, родился в 1939 году в Кёнигсберге (своего рода земляк). После войны жил в Дрездене, привык к «зоциалисмусу» с лёгким отношлением к законам, был удивлён, когда в Чехии его оштрафовали за езду по автостраде. Мне понравилась его идея «уютной палатки»: ставит двухместную палатку (простую, из супермаркета), а внутри двугую, одноместную. Тепло, сухо и ветер не продувает! Правда, тяжеловат у него скарб - дедуля ехал с прицепом. И ещё некоторые свои приключения, которые начались вот с этой странной надписи

велодоро

я описал в своём фельетоне «Лакмус».

Начались мои университетские будни, мы с соавторами - местным Карлом и Крисом из Оукленда (Новая Зеландия) сидели и долбали со всех сторон теорему Коэна-Шпекера, а к концу дня кругом шла голова, вот, посмотрите на мой автофотопортрет.


велодоро    
bridge

Моё пребывание в Вене приходилось на молодёжный праздник Donauinselfest. Ох, и нелёгкие для меня это были дни! Возле меня,. в протецком углу, поселилось двадцать пять школьников из Линца. У ребят было неограниченное количество пиво, а также специальное приспособление для его выпивания с песнями - воронка со шлангом, она образовывала сообщающиеся сосуды с желудком выпивающего. Под радостную песню надо было выпить банку пива в один присест. И всё это, замечу, происходило под дождём. В десять вечера, когда я допивал свой вечерний глинтвейнчик, ребята вежливо обратились ко мне по-английски, спросили, не мешают ли они мне. Я ответил, что нет, ничуть, и они позвали меня к себе. Заболтались мы почти до часа ночи, все хорошо говорят по-английски, толковенькие такие, любознательные. Любят свою страну, и, что приятно отличает их от паспортлэнда, любят позитивно - при полном отсутствии ксенофобии и агрессивности. По возрасту они все были немного младше моих старших детей, беседа с ними была отличным развлечением!


велодоро    
bridge

В выходной я решил прокатиться на Леопольдсберг. Оттуда открывается прекрасный вид на Вену и на дунайский остров, и мне хотелось ещё сфотографировать «Аквариуса» на фоне всей этой красоты. Простой, нехитрый, недорогой дачный велосипед отлично сослужил свою службу, безропотно прокатил меня по Австро-Венгрии, вот он, мой красавец на вершине над Веной и на берегу Дуная!



велодоро    
bridge




Релевантные ссылки

Список паромных переправ через Тису. На венгерском языке, кроме того, не следует слишком уж ему доверять.
Венгрия глазами люмпен-велосипедиста
«Именины Децебала».  Рассказ о велодизельном путешествии по странам Центральной Европы с переходом через Альпы с велосипедом «Кама»
«Волшебный дядька Сорок Четыре и Живой Велосипед» (для детей)