Восточноевропейский тест-драйв «дачного» велосипеда

 

Каждый год я осуществляю велопроект из серии «Народный велосипед» - проезжаю 1-2 тысячи километров на каком-нибудь простеньком велосипеде. Этот год — не исключение.

Я обратился в компанию «Wels» с предложением протестировать один из их складных велосипедов. Мы сошлись на модели «WELS 24" FOLDING steel 6 sp».

Wels

Этот велосипед позиционируется как «дачный транспорт», а вовсе не как средство для «дальнобойного» туризма. Я предложил предоставить мне этот велосипед для путешествия, которое по нагрузке и условиям эксплуатации соответствовало бы примерно 3-4 годам обычной дачной эксплуатации.

Интересно было опробовать велосипед именно в его стандартной комплектации – ничего не перевинчивания. По сравнению с базовым комплектом изменений было внесено всего два: 

 Те, кому я рассказывал, что собираюсь проехать на такой технике около 2000 км, заявляли: «Такой велосипед не предназначен для велотуризма!» Да, так оно и есть, но я-то ехал тестировать его в дачном режиме! Я не собирался гонять со скоростью большей, скажем, 23 км/ч. Я не впиливался со всего хода в поребрики, мне было не трудно остановиться и слезть с велосипеда, а не бить колёса. Передачи я переключал аккуратно, почти не нажимая на педали в момент переключения.

Подготовка 

Вот как я экипировал велосипед. Поначалу, как уже упоминалось, установил передний багажник. Затем приспособил к рулю сумкоподвес, сделанный из легатур. Эти легатуры нужны для того, чтобы фиксировать «за шиворот» рюкзачок с повседневностями, стоящий на переднем багажнике. Кроме того, к сумкоподвесу я прикреплял - с помощью обычных бельевых прищепок - карту


легатуры фиксрюкзак  
карту

Чтобы рюкзак был на достаточной высоте, я подкладывал под него чёрный полиэтилен (который при надобности извлекался и служил защитой от дождей). Между рулём и рюкзаком я прокладывал зелёную  тарпаулиновую подстилку (которую я ночью подкладывал под палатку), чтобы рюкзал слишком сильно не прижимал к рулю тросики тормозов и передач.

подкладывал

спереди


На задний багажник я сначала укладывал так называемое «быдло» - завёрнутую в полиуретан палатку. Крепилось это быдло с помощью двух строп на фастексах - быстрых пластиковых застёжках, эти крепления несложны, я сделал их сам буквально за несколько минут. Поверх быдла я укладывал рюкзак-штаны. Из-за его высокого расположения у меня не было проблем с возможным попаданием «штанин» рюкзака в спицы. А высокий центр тяжести - это проблема велотуристов, я его просто не замечаю.
быдло рюкзак-штаны

Общий вес перевозимого получался килограмм 6 плюс-минус два спереди и
примерно столько же сзади.

Преимущество такого велосипеда, на мой вкус, заключается ещё и в том, что во время езды он обеспечивает высокую посадку, мне это кажется более естественным, чем ездить «кверху попй», пуст даже это и хуже с аэродинамической точки зрения. При такой посадке обзор у меня  был как у водителя джипа - ну и самоощущение соответствующее!

В путь!

Согласно правилам российских и украинских железных дорог, велосипед можно бесплатно перевозить в поездах в разобранном и упакованном виде. Если проводник будет придираться, то для российских железных дорог действует Приказ Министерства путей сообщения Российской Федерации (МПС России) от 26 июля 2002 г. N 30, там есть пункт 63, в котором написано:

В счет установленной нормы провоза ручной клади в поездах дальнего и местного следования пассажиру разрешается перевозить при себе в разобранном и упакованном виде детские коляски, байдарки, велосипеды без мотора, если они по своим размерам могут быть помещены на местах, предназначенных для размещения ручной клади.

Вот как выглядел мой транспортный вариант. В плацкартном вагоне уложенный в обычную сумку-«чувал» велосипед легко помещается на третью полку, надо только зафиксировать его на всякий случай легатурами, чтоб не ёрзал

транспортный вариант

В плацкартном вагоне

А вот в электричках белорусских велосипед, будучи не сложенным, перевозится по цене полного билета (!), а сложенный - бесплатно!

белорусских

Я не люблю подолгу ездить в одном транспорте, поэтому мой маршрут до украинско-венгерской границы выглядел так. В общем вагоне гомельского поезда я доехал до Орши - ехать ночь, после Невеля вагон пустеет и я спокойно поспал. Затем электричкой до Минска, погулял полдня по Минску. Минск - спокойный, приветливый город, стояла хорошая погода, я меня было целых пять часов для велоэкскурсии погороду. Вот наша фотография в одном из парков:

по Минску

С трудом я привыкал к их странноватым порядкам - на велосипеде там можно ездить только по тротуарам, а по проезжей части - нельзя (зато люди там ездят на велосипедах в обычной человеческой одежде). В Минске я сел на поезд и доехал до станции Стрый, это за Львовом, там через полтора часа я пересел на другой поезд до Чопа. Железнодорожная часть окончена, начинается австро-венгерское велопутешествие!

По Австро-Венгрии


Первая часть моего путешествия, помимо тестировочно-познавательной миссии, носила ещё и «разведывательный» характер. Мне нужно было исследовать Венгрию на предмет возможности велопутешествия там с детьми. Вот как выглядел мой маршрут

маршрут

Первая часть маршрута проходила вдоль второй по величине (после Дуная) реки Венгрии - по Тисе. Оттого и проект мой в этой части назывался  "Tiszavetélő" (читается этоо «Тисовете-лё-») - «Тисский челнок».  Дороги мне попадались самые разнообразные. Поначалу это были отличные велодорожки вдоль берегов реки Тисы

Тисы

которую я время от времени пересекал на паромчиках с гребными колёсами по бокам. Паромчики эти - вещь довольно трудно предсказуемая. Я перекопал несколько венгерских сайтов, они пишут разное про то, где есть паром, а где - нет. Но в одном месте, несмотря на то, что везде было написано, что паром есть, он был - но попросту не работал, закрыт на неопределённый срок. Так что всю информацию приходилось узнавать на месте.

паромчиках

Передо мной возвышалась Токай-гора. Справа - на снимке не видно, у полножися горы находится знаменитый своими винами город Токай. Там и вправду в каждом доме продаётся домашнее вино, двухдитровая бутыль отличного фурминта или самородного стоит 4 евро. По городу - ничего самому по себе не представляющему, шляются туристы, заходя в многочисленные питейные заведеньца.

Токай

Дорога стала последовательно утрудняться, истончаться, затем мне вообще пришлось продираться сквозь буераки - вот такая она, моя Европа!

Дорога Дорога Дорога

Дальше - пуще: пошли грязи, грязи совсем не целебные, велосипедик весь вымазался

Дорога Дорога Дорога

К счастью, в Токае среди уже упомянутых питейных заведений есть специальная корчма для велосипедистов, а их там немало, катаются с детьми. Некоторые слишком увлекаются прекрасными тамошними винами и засыпают, не успев доехать до дома.

корчма корчма корчма

В целом велосипедная культура Венгрии мне очень понравилась. В отличие от Финляндии, в отличие от Петербурга, совершенно нет "химических америкоидов" - людей, катающихся в шлемиках на дорогущих велосипедах. Правила соблюдаются весьма условно, но в дорожном движении царит здравый смысл.

Тисский этап позади, и я отправился рассекать Альфёльдские степи. Ехал я ехал, ехал степями этими, палило солнце, да так что мне пришлось сделать себе чепец из подручных материалов.

путь чалма

Есть в Венгрии одна интересная особенность трасс. Едешь себе на велосипеде, едешь, и вдруг - знак «Велосипедное движение запрещено». И никакого объезда. Так вот пришлось мне ехать по травяной дорожке вдоль канала, покуда не упёрся в тупик.

вдоль канала вдоль канала

Дальше пришлось ехать уже напрямки по полю, по азимуту. Второй скорости для такого «покрытия» вполне хватало!

полю полю

И вот я выезжаю из Венгрии в сторону Сербии, меня напутствует покровитель велосипедистов - Св. Михаил (Szent-Mihaly). Когда-то он обучил братьев Флора и Лавра искусству управлять лошадьми, оттого велосипедисты и считают его «своим».

Сербии

ГРаница проходится быстро - и вот я в Сербии! Опять автострада, опять нельзя на велосипеде и Сербия встречает меня очередной полевой дорогой. Наконец, я достигаю цели своего путешествия, к которой я стремился столько дней - это село Малые Пьяницы! В отличие от венгерских сёл, в Сербии гораздо больше работают и заметно меньше пьют. Даже в селе со столь вызывающим названием была всего-то одна корчма!

Сербии Сербии

Всё! Теперь поворачиваю на север. Курс - на Вену!! Снова прохожу сербско-венгерскую границу, пограничники интересуются, не везу ли я большое количество сигарет - не везу! Мне предстояло пересечь Мечекский горный массив. Горный массив - это, конечно, в венгерских масштабах. горный - самая высокая гора там 682 метра, по-русски такие «горы» называются «возвышенность», не более того. Однако для велосипедиста и такие подъёмы весьма чувствительны! Еду через Мечекские горы:

Мечекские

подъезжаю к озеру Балатон и пересекаю его около Тиханьского полуострова на пароме в компании тамошних велосипедистов.

Балатон Балатон

Эта переправа находится посередине озера Балатон, там узкое место из-за того, что в озеро вдаётся Тиханьский полусотров. Вода в озере зеленоватая, берега подзаросли осокой - но по венгерским меркам это почти что море!
Дальнейший  путь у меня не был проработан заранее. Я купил Малый автоатлас Венгрии и уселся в корчме, чтобы спланировать дальнейший путь

картами

Выбираю маршрут и въезжаю в Австрию! Там сейчас сенокос, трасса проходит около машинного двора, на котором стоят такие вот левиафаны:

левиафаны

Дорога от Братиславы до Вены для велосипедиста очень проста: 35 километров сплошной велодорожки, идёт дорожка по дамбе вдоль Дуная, самого Дуная не видать, вокруг однообразные деревья, а сама дорога прямая, как стрела. Машин там вообще нет, только велосипедисты, которые как раз за день успевают смотаться туда-обратно между городами. И вот я в Вене - велосипедной столице Восточной Европы! Как же классно там всё организовано под велоструктуру! В Вене я остановился в кемпинге (погода, как видно на снимке, не всегда была благосклонна ко мне), в кемпинг я попадал по этому мосту

кемпинг вена

В свободное время (дело в том, что в Вене я был не просто так, а с научным визитом к своему коллеге из тамошнего Технического университета) совершал экскурсии вдоль Дуная, делал снимки
Вене Вене

Забрался на гору Леопольдсберг, возвышающуюся над городом, на этой горе растёт виноград, из которого делают знаменитое «зелёное вино». По выходным эту гору штурмуют десятки велосипедистов на маунтинбайках. Я попросту шёл пешком наверх и вёл велосипед руками, скорость получалась чуть выше, чем у горников, едущих на 1-1 передаче. Ещё сфотографировался у памятника советским воинам-освободителям (приглядитесь, там надпись на русском).

Вене Вене

На этом австро-венгерский проект был успешно завершён!

По Балтии

Заканчивалось моё пребывание в Вене, и сразу после того меня с докладом ждали коллеги из Гданьского университета. Времени ехать своим ходом у меня не было, и я поехал поездом. Снова привёл себя в транспортный вид, который позволял мне спокойно перемещаться пешком
транспортный транспортный

и сел в поезд, а велосипед спокойно разместился на багажных местах

транспортный

В Гданьске я успешно выступил, и мой коллега, у которого была небольшая яхточка, любезно согласился подбросить меня до границы Калиниградской области. Велосипед в сложенном виде помещался без проблем как в багажник автомобиля, так и в форпик пятитметровой яхты - вот ещё одно неоспоримое преимущество складного велосипеда!
помещался помещался

Проскочив Калиниградскую область общественным транспортом, выезжаю на литовскую границу и отправляюсь в путь.В этот раз тестирование велосипеда происходило уже не на длительный пробег по сравнительно хорошим дорогам, а на испытание грутовками

путь

Ехал я отнюдь не магистральными трассами, а латвийские второстепенные дороги - это серьёзное испытание. Таких вот

путь путь

было немного, а вот чего я хлебнул, так это латвийских грунтовок, покрытых толстым слоем песка и вот такими вот острыми камнями

путь

Как бы то ни было, но ещё 800 км мы с велосипедом успешно и бесполомочно преодолели! Перейдя пешком из Нарвы по мосту Дружбы эстонско-российскую границу, в Ивангороде я сажусь на автобус, следующий в Петербург: на этом проект «Восточноевропейский тест-драйв» успешно завершается!

Техника

Как я уже упоминал, тестируемый велосипед задуман как дачный. В частности, у него всего 42 зуба на передней звёздочке. Это значит, что он хорошо тянет по плохим и мягким дорогам, а разогнаться сильно на нём не получится. Так оно и было: на отличном асфальте при попутном ветре я мог бы ехать быстрее, но зато на грунтовках механика велосипеда зарекомендовала себя отлично для такого класса.

Раз в 1-2 дня я проводил техосмотр

тех

но ничего особенного делать не пришлось. Подкручивал винтики, крепящие багажник, пару раз подтянул гайки, крепящие шатуны. Тросики вытягивались. я их подтягивал. Чуть-чуть подтянул несколько спиц после 1000 км.

В целом велосипед зарекомендовал себя отлично. Я вообще не тратил время на ремонт, смешно сказать, даже колёса ни разу не пришлось подкачивать!

Из минусов отметил бы только чуть коротковатую продставку, из-за неё велосипед сильно кренился на бок, и приходилось очень тщательно его балансировать.

С компанией Wels у меня был заключён договор: тестирую велосипед, пишу рассказ о поездке и представляю технический отчёт о неполадках. Так вот, договор этот мне полностью выполнить не удалось: откатав пару тысяч километров, никаких заметных недостатков я не обнаружил и технический отчёт писать мне было просто не о чем....