Оглавление   |  Карта сайта  |




Болгария: вольнопутешествующему на заметку

Ответив "Ну, я!" на вопрос "Был ли кто с рюкзаком в Болгарии?" и пообещав помочь людям советом, я получил несколько писем, авторы которых задавали мне вопросы типа "А как там с.. ?"

Посему позвольте поделиться некоторыми своими наблюдениями - без малейших претензий на объективность. Через Болгарию (в Грецию) я катаюсь ежегодно: мой афинский соавтор (мы математики) раз в год выбивает мне в своем университете $200 + проживание + питание, и на эту сумму мне надо купить греческую визу ($45) и проехать туда и обратно. Причем перерасход средств совершенно недопустим -- семья большая и вообще.. Так что самолетом я не летаю, и все время ездил туда на перекладных через Румынию. Итак:


  1. ВЪЕЗД В БОЛГАРИЮ


    1. Формальные аспекты.

      С 1 октября 2001 года гражданам Росси и Украины для въезда в Болгарию требуются визы. Посколько ситуация еще не устоялась, я этот раздел не переписываю. Но он в настоящее время не соответствует действительности.

      Если ехать транзитом сквозь Болгарию, то ничего, как правило (см. ниже), не нужно - только показать, что у вас с собой есть $80. Челноки на границе просто говорят: "Еду в Турцию!", и их пропускают. Главное -- уложиться в сроки пребывания, которые вырабатываются в результате дискуссии с пограничником на въезде. Если вы застреваете на территории Болгарии, то обращайтесь в любое "Квартирно Бюро", и вам за $1/(лицо*день) продлят пребывание. А вот если пересидите -- на выезде могут оштрафовать (размер штрафа также вырабатывается в результате дискуссии с пограничником, но я не экспериментировал).

      Если собираетесь просто въезжать, то лучше купить ваучер. В СПб они стоят $20, самый дешевый я видел на автовокзале в Одессе -- по $10. Сами болгарские пограничники говорили мне, что пустят и без ваучера, но надо показать некую сумму - последнее время все более устойчивой становится величина $30-40/(лицо*день), но иногда доходит и до 80. Никакие консульские службы адекватного ответа не дадут: граница есть граница - закон тайга.

      В Румынию можно свободно въехать без ваучера из Черновцов. См. рассказ про Румынию.


    2. Пограничные переходы. Посмотрите на карту.

      Самый популярный въезд в Болгарию -- это "Дунав мост" (I) Джурджу (Giurgiu) -- Русе. Пешком его переходить нельзя. Можно сесть на поезд: от Бухареста до Русе это стоит около $10. Сам я  так не ездил, поскольку за те же $10 можно на поезде пересечь всю Румынию. По рассказам, в поезде этом ехать весело: контрабандисты выпрыгивают на ходу перед таможней, кондуктор еще по $5 "за международность" собирает. Вообще, Румыния -- лихая страна, на любителя, но это отдельная тема... Если подъехать к самому мосту, то можно попроситься, чтоб перевезли: там идет круглосуточный поток челноков в обе стороны. Болгары трясут с челноков по $5 "за незадержку". С меня в том году тоже взяли. А в другой раз -- обошлось. С болгарской стороны от моста до ж-д вокзала ходит автобус (~0.2$), с румынской стороны до моста около 1.5 км от центра Giurgiu.

      Можно въехать в Болгарию на пароме Калафат (Calafat) -- Видин (II), проезд стоит около $3. Там гораздо спокойнее, но дольше. Еще спокойнее доехать до Калараша (Calaras), там на бесплатном внутрирумынском пароме переплыть через Дунай, и пройти пешком через переход Ostrov - Силистра (III). В Силистре есть ж-д станция.

      Есть еще переход Негру Водэ - Кардам (IV). Регулярное пассажирское сообщение там заканчивается в 6 км как с румынской (одноименная жд станция), так и с болгарской (автобус до Добрича) стороны.

      Кто хочет ехать вдоль моря, может доехать на поезде до Мангалии (Mangalia), и затем на автобусе -- до Вама Веке (Vama Veche): там уже граница (V). С болгарской стороны оттуда тоже можно уехать на автобусе: 6 км пешком до Дуранкулака и с одной пересадкой в Шабле будете в Варне за $2.

      Про переходы между Болгарией и Македонией и Югославией не знаю -- не был.

      С Турцией у Болгарии есть два перехода. Первый -- стандартный, и самый популярный Свиленград -- Kapikule (VI), там же можно въехать и в Грецию. Я там не был, но там ездят все, кому надо наземным способом попасть в Турцию. Поезд тоже ходит. Другой же переход: Малко Търново -- Дерекей (Derek"oy), конечно же, на любителя. Расположен он на перевале (VII). С болгарской стороны на 12 км, а с турецкой -- на 8 км там нет общественного транспорта: только такси. Зато такая красота, тишина, покой.

      И, наконец, есть еще один переход в Грецию: Кулата -- Промахонас (VIII). Самый популярный, он на Солунской трассе. С болгарской стороны 1.5 км до ж-д станции Кулата, а с греческой -- аж 12 км до станции Неон Петритсион, где поезд останавливается по требованию. В 2000 - 2001 годах ожидается еще открытие перехода около Гоце Делчева.


  2. ТРАНСПОРТ


    1. Ж-Д. Хорошо, дешево, и удобно.

      Здесь все как в нормальных странах, за исключением цен (см. ниже): обычная система билетов 1 и 2 классов, пересаживайтесь сколько хотите. Никаких привычных жителям СНГ дикостей, как то: платы за информацию о поездах, рож проводников в каждом вагоне, отсутствия билетов, требования  паспорта -- нет и в помине. Проехать всю Болгарию поездом 2 класса летом 1999 г. стоило около $10. На любой станции вы можете попросить кассира просчитать вам любой маршрут по книжечке расписания (Пътеводител -- в нем есть все поезда до последней электрички). Правда, кассир может попасться бестолковый...

      В район Банско ведет симпатичная  узкоколейка Септември -- Добринище. 4 раза в день, ехать 5 часов, самый первый поезд около 4-х утра. Септември находится в часе езды от Софии. От Софии до Бургаса/Варны ехать 7 часов, есть дневные и ночные поезда.


    2. Автотранспорт.

      Раньше было прекрасное автобусное сообщение, а сейчас -- массовые отмены. За $1 летом можно было проехать около 50 км. В туристских местах (то же Банско, скажем, или вдоль моря) с автобусами хорошо, а в глухих местах -- и не каждый день ходят.

      На побережье сообщение более-менее нормальное. Кроме автобусов, ходят маршрутки (около $1 за 25 км).


    3. Стопом люди ездят. Nothing special.

      Я, в стиле "вольный казак" ночевал иногда "в чистом поле под кустом". Для любителей такого отдыха скажу, что следует все же быть осмотрительнее, в частности, из-за более высокой плотности цыганского населения.


  3. РАЗНОЕ


    1. Еда.

      На $1 можно купить 1 кг сирене (вроде брынзы), либо 3-4 бутылки пива, либо 3 буханки хлеба, либо 3 тарелки чорбы в дешевом кафе, либо 1 бутылку "Слънчев бряг"а, и т.п. И обычная  импортная дрянь по обычной цене.


    2. Море.

      В Бургас/Варну я ни ногой: это для массового отдыха, и для меня дорого. В порядке эксперимента снимал комнату в Царево (б. Мичурин). Цены в 1996 г. были чуть меньше $2/(койкоместо*день) с душем (правда не было горячей воды) и туалетом городского типа в доме, в 20 мин. спокойного хода от моря. Впрочем, Царево это -- одно из самых дешевых мест. К 1999 г. цены стали вдвое выше.

      С палаткой около моря расположиться в принципе можно и бесплатно. Есть также и кемпинги, но я не исследовал. Однако это не Геленджикское побережье: море легко доступно с берега и могут побеспокоить (см. 3-3).

      Аналог Геленджикского побережья  имеется южнее Варны: автобус за $0.5 довозит до последнего населенного пункта - Турбазы "Черноморец" (но ходит 3 раза в день) либо за $0.25 до предпоследнего - квартала "Галата" (номер, кажется, 116, ходит каждые полчаса от жд вокзала).

      Еще пустые места на море есть в северной части, ближе к румынской границе. Однако там придется делать такие концы за продуктами, что имеет смысл ехать туда лишь с велосипедом.


    3. Люди.

      Живут там три четко очерченные категории людей: болгары, турки и цыгане. Последних довольно много (но, конечно, поменьше, чем в Румынии), и сегрегация даже оседлых цыган довольно заметна: например, в Царево все дружно не рекомендовали мне снимать комнату в цыганском районе, хоть это было и дешевле. Турки (помаки) тоже живут отдельно, в городах есть мечети, язык их к литературному турецкому довольно близок, но более архаичен -- отсутствуют характерные для современного турецкого языка французские заимствования.

      А так -- люди как люди. Лично мне удобнее всего было общаться с турками. Во-первых, по-турецки я изъясняюсь лучше, чем по-болгарски (а по-русски не позволяли принципы). Во-вторых, надоедало каждый раз слышать "А-а, руснак!" -- начинают после этого относиться как так называемые "наши люди" к своим: как бы денежку слупить и т. п. Еще раз напоминаю, что все это относится к маленьким городкам. Впрочем, вряд ли эти рекомендации уместны здесь..


    4. Услуги мафии.

      Если нужно что нибудь от них (скажем, поменять $ на левы в неурочное время), то в маленьких городках представители этого сообщества обычно пасутся в центре около фотографов. А в больших городах лучше все делать официально. Вообще, пугать путешественника мафией -- одна из любимых тем для разговоров у местного населения.


    5. Карты. На каждом углу отнюдь не продаются .

      Европейские вроде Michelin или Marco Polo совсем негодные: нет крупномасштабных, да и врут сильно. С большим трудом и случайно мне удалось купить 2-километровки Стара Планина (от моря до Македонии, 3 карты) и Черноморского побережья. Автокарты еще купил, 2 штуки: они немного разнятся, так что можно вывести некую усредненную картину. С 1988 г. продается  неплохая карта автодорог примерно за $0.8, там есть планы многих городов. Но все равно врет: если стопом с такой ехать, то надо проявлять интуицию.

Ну вот, кажется и поделился. Надеюсь кто-нибудь что-нибудь путное для себя  отсюда извлечет.

Роман Романыч



Оглавление   |  Карта сайта  |

1999 г.