Болгария

На границе румынские пограничники взяли с меня четверть доллара санитарного сбора, а болгарские пограничники поставили трехдневный штамп - я сказал им, что у меня с собой $120 (а на самом деле было всего 35). В нескольких километрах от границы была станция Кардам. Ближайший поезд оправлялся лишь через семь часов. Побеседовал с начальником станции. Тот почему-то страшно обрадовался, узнав, что я математик: научил меня старому купеческому методу умножения (напоминавшему современные коды, исправляющие ошибки), а затем подарил мне ценнейшую вещь: "Пътеводител" - расписание поездов по всей Болгарии.

Добруджа Мне предстояло проехать тридцать километров по добруджанским степям. Добруджа (ударение на первом слоге) - это огромная степная область. После войны северная половина ее отошла Румынии, а южная - Болгарии. Для обеих стран добруджанские степи имеют огромное экономическое значение - не только как сельскохозяйственные земли, но и из-за полезных ископаемых, в частности, нефти. Центр болгарской Добруджи - город Добрич (б. Толбухин). Единственным интересным местом для меня там оказался книжный магазин, точнее, отдел добруджанской литературы. Помимо невинных книжек вроде "Замечательные люди Добруджи", там встречались и явно провокационные, как "Добруджа единая и неделимая".

Погуляв по Добричу, я отправился на вокзал Добрич-Норд. С помощью "Пътеводитела" я тщательно рассчитал свой маршрут. До моей станции Разлог было 601 км, поэтому я попросил билет до предыдущей остановки Генерал Ковачев (это 597 км). Однако, кассир, несмотря на представленные мной расчеты, не хотел мне давать билет: "Този ние гара, само спирка!" (это не станция, а остановка). После десятиминутной торговли он выписал мне билет до Разлога, но тарифное расстояние поставил 600 км - и я сэкономил 0,8 DM (это цена двух бутылок пива, я тут же их и купил).

К утру с пересадками в Варне и Пловдиве я приехал на станцию Септември. Оттуда начиналась моя любимая узкоколейка на Добриниште: 120 км маленький составчик едет по красивейшей дороге в горных ущельях. Узкоколейка находится в прекрасном состоянии - вагончики свежие, чистые (по болгарским меркам, конечно) и скорость на прямых участках достигает 50 км/час. УЖД Септември-Добринище

К полудню я доехал до Разлога. Там начиналась дорога, проходящая по седлу, лежащему между горными массивами Рила и Пирин (такие милые сердцу курильщика названия!). До перевала было 10 км, и я прошел их по большей части пешком. Помимо машин на дороге было много повозок, запряженных осликами или лошадьми. Остановившись в очередной раз попить пива у небольшого магазинчика, я стал свидетелем прекрасной сцены. Подъехал крестьянин на повозке и зашел в магазин. Я думал, что он купит себе пива и поедет дальше, но нет! Он купил карамельку, вышел и любовно скормил ее своей лошадке.

Интересны некоторые болгарские дорожные знаки: "Осторожно, пешеходы!" - толстый дядька, присев и отклячив зад, крадучись переходит через дорогу; "Домашние животные" - корова с длинными острыми ушами.

После перевала дорога шла все время вниз (26 км), но уклон был не очень большой - тормозить почти не приходилось (разве что пару раз останавливался у магазинчиков перекусить и немного побеседовать с сидящим у дороги старичками). И вот, к пяти часам вечера я выехал на солунский тракт (автотрасса София - Салоники). Рядом проходила железная дорога. К вечеру движение по трассе успокоилось, дорога шла с легким уклоном вниз по красивейшему ущелью реки Струмицы. Я решил, что еще рано садиться на поезд: поехал на юг и в девять вечера, когда солнце уже начало садиться, нашел прекрасное местечко - полянку на берегу Струмицы.

Заканчивался девятый день моего путешествия. Я так сроднился с велосипедом, что воспринимал его как равноправного попутчика - мне уже давно хотелось дать ему имя. Перед сном мне почему-то вспомнилась романтическая история о происхождении румынской нации. Мудрый король даков Децебал понял, что не может больше противостоять натиску римских войск под предводительством Траяна, и он сказал девушкам - "Полюбите римских легионеров!". В этой любви и родилась нынешняя румынская нация - их второе самоназвание "дакорумынь". Уже в темноте, под стрекот струмицких кузнечиков мне удалось вдохнуть душу в свой велосипед. Теперь мы могли разговаривать друг с другом, да так, что никто из окружающих слышать нас не мог - мы модулировали торсионные поля (но это уже совсем другая история - для посвященных...) Так и состоялись именины моего велосипеда - он стал Децебалом. На севере это имя мало знакомо, и многие пытаются коверкать его, но на Балканах и Апеннинах оно знакомо всем.

Отлично выспавшись, я проснулся в седьмом часу утра, оседлал Децебала и отправился на ближайшую станцию Пейо Яворов. Разбудил взлохмаченного дежурного по станции, которому вместо "билет" послышалось "бира" (пиво), и вскоре сел на поезд до Петрича. Мне предстояло исполнить две очередные свои мечты: посмотреть на жилище ныне покойной бабы Ванги - легендарной прорицательницы и затем посетить Петрич (про него мне с восхищением рассказывал один американский путешественник, которого я пять лет назад подобрал ночью заблудившегося на дорожках Северной Греции).

Баба Ванга до самой смерти своей жила в Рупите. Там сейчас аккуратненький монастырь - раз в год пол-Болгарии съезжаются туда на праздник, а рядом - источник с горячей (86 С) водой. В общем, обсиженное и заезженное туристами место. То ли дело Марикостино - это всего в 8 км от Рупите. Источник там не хуже, а место гораздо менее цивильное. В этот раз я там побывать не успел, зато появилась очередная мечта.

А Петрич меня совсем разочаровал. Маленький городишко, к тому же пропитан мафиозным духом как, скажем, Сандански или Стара Загора. Вообще, болгарская мафия - это тема отдельного рассказа. Помимо обычных "новых болгарских" там есть мафиозные кланы, родословная которых насчитывает свыше 500 лет! Появились они во время турецкого владычества и сосредоточены в болгарской Сицилии - в Велико Тырново. Даже в голодные ранние 90-е там вовсю разъезжали девушка на японских мотороллерах. Так что, у "Cosa Nostra" есть достойный партнер.

Мы с Децебалом у Петрича

От Петрича до границы - 18 км, мы с Децебалом проехали их по красивой дороге среди невысоких гор. По дороге попросили даму, едущую на ослиной повозке с сеном, сфотографировать нас на ходу.

|   << Румыния   |   оглавление   |   Греция >>   |