Triveneto

Так в Италии называют северо-восточную ее область: Venezia-Giulia-Friuli. В отличие от южных областей, где люди ездят на новеньких "мерседесах", целыми днями спят и, жалуясь на экономическую депрессию, выклянчивают субсидии у правительства, в Triveneto давно уже идет устойчивый экономический рост, главным образом за счет малых и семейных предприятий.

В шестом часу утра, допивая капуччино и почитывая свежую "La Repubblica" (все входило в стоимость билета), я подъезжал к Местре. Это тридцатитысячный рабочий городок, материковый пригород Венеции. Мне предстояло исполнить еще одну свою мечту - не спеша проехаться по дамбе, соединяющей Венецию с материком и сделать серию снимков "Венеция с заднего двора".

За ночь я проехал около тысячи километров от Неаполя до Венеции. Выйдя из поезда, я попал в совершенно другой мир. Росли знакомые деревья; по улицам, соблюдая правила движения(!) вместе с машинами разъезжало множество велосипедистов. Вокруг нормальные, приветливые лица - такой контраст с Неаполем! По дамбе, рядом с железной дорогой и автострадой проходила широкая велосипедная дорожка, и я, наконец, смог внимательно осмотреть Венецианскую лагуну. Это большой мелкий залив, заросший камышом у берегов. Лагуна расчерчена фарватерами, обозначенными светящимися по ночам бакенами - роль грузовиков, автобусов, легковушек, мотоциклов и т. д. в лагуне играют маленькие пароходики - "vaporetti".

Venezia Чтобы продолжить свое путешествие по Тривенето - а я хотел вырваться на берег моря - мне предстояло пересечь всю Венецию до площади Cан-Марко, и там на пароходике переплыть через Джюдекку - двухкилометровый пролив, отделяющий Венецию от приморской косы Лидо. Чтобы сделать свое путешествие еще более удивительным, я решил проделать этот путь без единого вопроса, исключительно по... компасу. Сказано - сделано. Два часа я петлял по венецианским закоулкам, с Децебалом на плече перейдя 28 горбатых мостов. В конце этого многотрудного пути попросил японских туристов сфотографировать нас с Децебалом на заколдованной площади Сан- Марко. Почему заколдованной? Первый раз я был там в 1991 году и сфотографировался в кирзовых сапогах на фоне собора. Через год слайд потерялся. Затем я был там через пять лет, опять сфотографировался, но вся пленка засветилась. В этот раз, когда я сдал пленку в фотоателье, там потеряли хвост, и опять мой кадр с Сан-Марко пропал. Придется ехать еще раз...

Я сел на пароходик до Пунто Саббьони - это около 10 км, но действует городской талончик (ценой $2,5). Поскольку билеты в венецианских пароходиках проверяются эпизодически - ревизорами, - я решил, что платить за проезд в этой ситуации просто глупо и благополучно доехал бесплатно. И вот я отправляюсь на восток - через два дня меня ждали в Триесте, и оставшееся время я решил посвятить исследованию фриуланской глубинки. У меня с собой была карта-двухкилометровка, выпущенная итальянским Союзом туристов. Главной ее особенностью было следующее: в расхожих туристских местах она была идеально точна, но в остальных - врала безбожно, вплоть до указания несуществующих мостов. vaporetto

Littorale Мы ехали по косе на восток, причем не по приморской дороге, где были сплошные культурные пляжи, а со стороны лагуны. Вся она была уставлена сетями, и между ними мотались рыбаки на лодках со 120-сильными подвесными "Эвинрудами". Проехав около 20 км, я стал удаляться от побережья по маленьким дорожкам среди частных владений. Надписи на въездах в населенные пункты были на двух языках - итальянском и фриуланском (Кармено - Чярлин и т. п.). В тот день я проехал еще 50 км по низменным местам, изрезанным множеством каналов, вдоль которых местами сидели в шезлонгах под зонтиками рыбаки.

По заросшим каналам плавали каналокосилки - лодочки, напоминающие комбайн, выбрасывающие ботву на край канала. Некоторые понтонные мосты там платные - с пешехода берут по 200 лир (около $ 0,1), но с меня никто ничего брать не хотел - все, наверное, читали в детстве сказки Gianni Rodari: "Giovannino Perdigiorno era un grande viaggiatore" - про великого путешественника Джованнино. В восьмом часу вечера пора уже было задумываться о ночевке. За 20 минут руководитель Всеевропейской системы бесплатных отелей "Романыч" открыл новый филиал - на берегу реки Стелла, в частном лесу возле городка Палаццоло. Наконец-то искупался в пресной воде! канал

На следующий день я продолжил свой путь к Триесту, решив "срезать угол" - но для этого надо было переехать две речки. Дотащившись до них через огромную (не обозначенную на 2- километровой карте!) промзону, я попытался уговорить капитана буксира перевезти меня - это бы- ла как-никак судоходная река Корно, но капитан ждал, пока прицепленную к буксиру барку загрузят камнями, и не смог мне помочь. Пришлось сделать 22-километровый крюк, переехав Корно через ближайший мост. В следующий раз надо будет взять с собой надувную лодку:

Laguna di Grado Свернув к морю, я доехал до Аквилеи - это древнеримское поселение, там и сейчас сохранились развалины. Я опять решил не выезжать на берег моря, а ехать "огородами". Искупался в лагуне Градо - похоже на восточный берег Азовского моря: очень мелко, теплая вода и целебная сероводородная черная грязь. Правда, в отличие от Азовского моря, вода - зеленовато-прозрачная и совсем не мутная.

В начале седьмого вечера я въехал в Монфальконе. До Триеста оставалось меньше 30 км, ждали меня там лишь к полудню следующего дня, и я решил перекусить перед сном. Но не тут-то было! Итальянский аналог греческого демоса - это коммуна: атомарное муниципальное образование. Коммуна, в частности, устанавливает обязательные(!) часы работы продовольственных магазинов, зависящие от дня недели. Так вот, в этот день в Монфальконе все продмаги обязаны были закрываться до шести вечера. Мысль о посещении общепита (где все раз в пять-шесть дороже) показалась мне дикой, и мы с Децебалом отправились дальше в сторону Триеста.

Через 5 километров монфольконская коммуна закончилась, и началась территория триестской - там магазины были еще открыты. Поужинав, я улегся спать в великолепных кустах в романтическом парке Сан-Джованни ди 3уино, искупавшись в миниатюрном (диаметром 10 метров) водохранилище.

|   << Южная Италия   |   оглавление   |   Триест >>   |