Оглавление   |  Карта сайта  |




Румыния

  1. Границы.
    1. Режим въезда для граждан СНГ. Формального соглашения о безвизовом обмене нет. Однако транзитом пропустят через любой международный КПП - достаточно убедить пограничников в своих транзитных намерениях (например, сказать: "Еду в Турцию"), а при въезде со стороны Черновцов вообще пускают всех - был бы ОЗП.

      При следовании транзитом россиянам можно находиться в Румынии 30 дней. Изредка (у меня в 1 случае из 6) пограничники просят показать деньги. По-моему, больше $80 показывать не стоит: как бы чего не вышло.

      Характерный для страны бардак начинается уже на границе, вот несколько примеров. На RO-UA переходе в Сирете румынские таможенники стащили у меня фотоаппарат ЛОМО-компакт. Там же мои питерские знакомые ждали 3.5 часа в автобусе пока румынские власти досмотрят футбольный матч. На HU-RO переходе Борш одного польского стопщика просили показать $100(!) на каждый день предполагаемого пребывания. Тот, впрочем, был человек опытный и просто пошел к соседнему окну и без вопросов прошел границу.

    2. Погранпереходы. Взглянем на карту.

      harta din Romania

      С Украиной. Один известный мне полноценный международный КПП около Черновцов: жд и автомобильный. По жд локального сообщения нет - только советские купейные вагоны в дальних поездах. Автомобильный КПП: Порубное - Сирет (1). Через него из Черновцов в Сучаву и Ботошань ходят не менее трех автобусов в день. На автобусе вся  граница проходится не менее, чем за 2 часа. А можно застрять и часов на шесть, если румынские власти решат посмотреть ТВ или напьются (такое тоже бывало).

      Украинские пограничники смотрятся на фоне румынских весьма цивилизованно. Есть еще 2 маленьких жд КПП в Закарпатье: из Тересвы и Рахова в Сигету Мармацией (2). Вроде бы они только для граждан RO/UA, однако, как мне сказали в польском "Клубе Карпацкем", местные власти могут дать разрешение на переход. Деталей не знаю.

      С Молдавией. Есть много переходов для граждан MD/RO, и только следующие международные: Унгены - Николина (Яссы): жд переезд (3) с двумя парами местных поездов Унгены - Яссы. Рядом автопереход, но только для MD/RO. Леушень (4) - главный, всем известный автопереезд, - это основной путь челноков в Турцию. И, наконец, новый мост (5) через Прут около Кахула. Пока не очень загружен. Через него ходит автобус Одесса - Варна.

      С Болгарией мне известны следующие КПП.

      Вама Веке - Дуранкулак (6). Автопереход. От Мангалии до него около 12 км, ходят микроавтобусы за $0.8. С болгарской стороны до села Дуранкулак 5 км, оттуда 2 раза в день ходит автобус. Трасса малозагружена: в основном автобусы в Турцию, небольшой поток локальных легковых и изредка - дальнобои.

      Негру Вода - Кардам (7). Жд переезд, по которому ходит один местный поезд и один дальний (оба - только летом). В 5 км от жд станции - автопереход. С пешеходов там берут $0.25 "сансбора", с автомобилей, соответственно, больше. С болгарской стороны до жд станции Кардам тоже около 5 км. Оттуда на Варну ходят 3 поезда в день. Трасса совсем вялая. Информация для стопщиков: слабый локальный поток "новых болгарских" на иномарках, а также дедов на "Москвичах" и "Трабантах" до Добрича (областного центра), там объездная.

      Остров - Силистра (8). Автопереход, но в основном там ходят пешком мешочники. Ближайшая жд станция - Каларашь, откуда за $1 ходят микроавтобусы до дунайского берега, там переправа (бесплатная для пешеходов) и 300 м до болгарской границы.

      Джурджу - Русе (9), т.наз. "Дунав мост" - самый напряженный. Жд переезд - есть два местных поезда, в основном для мешочников, и несколько международных дальних. Везде кондуктора трясут из пассажиров деньги, около $10. По автопереезду пешком не пускают. Перед мостом, до которого от жд станции Джурджу 3 км, длинная очередь машин. Информация для стопщиков: отличная позиция, можно спокойно пройти вдоль очереди и снять кого-нибудь хоть прямо до Стамбула. Но и тут можно напороться на лихоимца- пограничника с той или другой стороны, и $5 кто-нибудь, да попросит. Я там проезжал 2 раза. Один раз отвертелся, другой раз - нет.

      Выше по Дунаю - острова с болгарским ГУЛАГом и, наконец, переправа Калафат - Видин (10). Там ходит большой паром в болгарскую свободную экономическую зону (оттуда до Видина городской автобус), и пароходик - прямо в Видин.

      С Югославией. Переправа через Дунай в районе Дробеца-Турну-Северина, жд переезд Жимболия - Кикинда, и автопереезды в районе Тимишоары и Нэдлака. Описывать сейчас нет смысла в связи с нестабильной ситуацией в Югославии.

      С Венгрией. Нэдлак - Нодьлок (Nagylak) (11). Автопереход от одноименной жд станции до границы 4 км, в Венгрии 2 км до жд, откуда местный поезд до вокзала Ujszeged в Сегеде. Трасса довольно оживленная, но очень много СДК.

      Борш - Бихоркерестеш (Biharkeresztes) (12). Жд и автопереход рядом. Ближайшая жд станци в 1 км - Эпископия Бихор, там 3 пары поездов в день. Из Орадя трамвай не доезжает до границы 6 км, а городской автобус - 4 км. Очень оживленная трасса, много дальнобоев. Таксисты за довоз от Орадя до границы берут DM10. С венгерской стороны до станции Biharkeresztes 6 км, но уже в 1 км от границы ходит автобус.

      Жд переездов RO-HU четыре. Очень дорогие поезда: чтобы проехать 6-10 км через это границу приходится отдать столько же, сколько за 600 км по Румынии или 300 км по Венгрии.

  2. Транспорт.
    1. Железная дорога. Для меня это основной и самый удобный вид танспорта. Тарифы примерно следующие: всю Румынию от Орадя до Мангалии можно проехать за ночь за $8 (1999 г.): это около 800 км. Народу во втором классе, как правило, много. И народ еще тот (см. ниже).

      Железная дорога устроена как во всем отличном от СНГ мире: 1 - 2 класс, кондуктора и т.п. Особенность: чуть больше градаций поездов. Самые медленные: P (persoane - пассажирские), ходят до 300 км. Затем A (accelerat - ускоренный) - дальний быстрый поезд, и R (rapid - скорый) - почти такой же быстрый, как A, но заметно дороже. Наконец, обычные IC и EC.

      Вычислить расписание для транзитного проезда - дело порой тонкое. Hafas знает не все поезда, но есть родной сервер CFR (www.cfr.ro). Однако пользоваться им следует с большой осторожностью - многие A и R поезда ходят только летом, с 28.06 по 26.09, а в расписании об этом ни слова. Тут уж надо проявлять интуицию... Скажу, что, по крайней мере ночные поезда с окраин до Бухареста - постоянные.

    2. Автобусы. Ходят междугородные старенькие Икарусы. Цена проезда немного выше, чем на поезде. Пригородный транспорт ходит в основном в час "пик", в воскресенье часто вообще не ходит. Потому много СДК.

    3. Для стопщиков. В целом по стилю все очень похоже на СНГ. Если хотите быстро проскочить страну, езжайте челночной трассой Кишинев - Стамбул (т.е. Леушень - Джурджу). При локальных перемещениях имейте в виду, что в связи с большим количеством СДК водители будут подразумевать, что вы им заплатите по тарифу автобуса. Так что полезно сразу подчеркнуто дистанцироваться от СДК.

  3. Люди. Если кратко, то по менталитету очень похоже на СНГ, нет лишь великодержавности. Живут бедно, в грязи и пыли. Много всевозможных попрошаек, порой весьма настойчивых, и воришек. Один мой венгерский знакомый был просто поражен, когда у них обокрали палатку в карпатских горах в 1.5 днях ходу от ближайшей деревни. Особенно много разнообразной криминальной публики вблизи оживленных погранпереходов, таких, как Борш, Нэдлак, Джурджу и т.д. Будьте бдительны! Много пьяных, в т.ч. в поездах. Мочащийся в стену здания в центре города человек - обычное явление, никто даже не обратит внимания.

    В целом народ говорит только по-румынски. В северной части страны, в Трансильвании, можно изъясняться по-венгерски, для многих это родной язык. В школе все изучали французский, но потом забыли. Однако знание французского является признаком "интеллигентности". Поэтому с официальными лицами (особенно с теми, которые могут подгадить, как, скажем, пограничники и т.п.) я старался говорить по-французски - это их как-то подтягивало. Даже если совсем плохо знаете французский, не бойтесь и смело употребляйте - они его знают еще хуже.

    Я все время въезжал в Румынию из центральноевропейских стран, и главной моей ошибкой было считать тамошних жителей европейцами - порой это приводило к стрессовым ситуациям (да и не только меня). В 1999 г. я проехал Румынию велодизелем, настроившись на режим проезда советской республики. И все прошло прекрасно: давал четкий словесный отпор кондукторам, попрошайкам, пьяницам и.т.д. Моего довольно убогого уровня знания румынского вполне хватало.

  4. Еда. Какие люди, такая и еда: "Ты есть то, что ты ешь". Средняя зарплата там в 1999 г. - около $65, и цены соответствующие. Единственное, пожалуй, отличие от СНГ - дешевые вполне приличные сухие вина: их можно купить в ларьках, магазинах без проблем, цена за литровую бутыль около $1. Если мне хотелось горячего, то я обычно покупал в столовой или ресторанчике чорбу за $0.8. Она похожа на болгарскую шкембе чорба или на польские флячки.

  5. Черноморское побережье.
    1. Большая Констанца. Аналог (я бы даже сказал пародия) Большого Сочи. Элитное, по румынским меркам, место. В 1-2 км от моря проходит жд. Между морем и жд - уродливые белые многоэтажки пансионатов и жилых кварталов. По другую сторону, вплотную к железной дороге - грязные пустыри, свалки мусора и т.п. Железная дорога заканчивается в Мангалии - курортном местечке с огромным нефтеналивным терминалом, базой ВМФ и судоремонтным заводом.

    2. Дельтодунайщина (Dunarea). Очень специфичное и пока мало исследованное мной место. По брацулам (дунайским рукавам) из Тульчи ходят пароходики. Ходят не каждый день, билет до конца стоит около $6. Помимо румын, в этих местах живут турки (в центре) и липоване (на побережье). Липоване - это русскоговорящие жители. Побережье Черного моря в районе дельты оргтуристами в целом не освоено. Румыны туда ездят с палатками, ловят рыбу, готовят на кострах-

  6. Карты. Большая проблема. Приличных я вообще не видел. Все врут, включая Michelin и прочие. Однако приличные карты местного производства вроде существуют. В частности, в Тульче можно купить неплохую двухкилометровую карту Дельтодунайщины.

    Надеюсь, приведенные здесь сведения будут путешествующим полезны. Если кто-нибудь может что-нибудь добавить, присылайте пожалуйста. Желаю удачи!

Роман Романыч Запатрин



Оглавление