ВелоВенгрия


Глазами люмпен-велосипедиста

Венгрия, страна мадьяров: интереснейший во многих отношениях край: природа, люди, архитектура, кухня. Страна аграрная, не промышленная. Поэтому решая ,куда поехать, выбирайте сами: в Чехии и Словакии вас на напряжённых трассах будут зажимать фуры, груженные загадочными железяками и прочими промышленными изделиями, в Венгрии же вам лишь придётся шарахаться от комбайнов с загребалом шире дороги и аккуратно объезжать кучи навоза.

Дороги и карты

Вообще Венгрия, её дорожная сеть, устроены так, что срезать углы по второстепенным дорогам практически никогда не возможно. Идут совсем магистральные трассы, параллельно им - менее магистральные, а между ними ни-че-го. Именно так, в сердце, можно сказать, Европы - какие-то буераки, болота, лесоповалы. Часто напрямик через них проложена железнодорожная линия, но никакой худо-бедно приличной дорожки вдоль неё, увы, не найти.

Для велобуржуев есть, конечно, приличные места. Это маршрут вдоль Дуная от Будапешта к Вене. Надо только правильно сообразить, когда по какому берегу ехать: выезжать из города по левому, Пештскому, а затем пересечь Дунай по железнодорожному мосту, там есть выгородка для велосипедистов. Встретить на этой велодорожке велосипедиста, умеющего говорить по-мадьярски, большая редкость: там катаются австрияки-экскурсанты. Аналогичная зона есть и на озере Балатон, всё то же самое.

А людям попроще, да желающим отведать впечатлений не "на блюдечке" придётся таки катать по трассам. Это дело требует тонкого подхода по двум причинам. Во-первых, сочетание качества дорог и трафика в Венгрии пусть и получше, чем у её соседей - Словакии да Румынии, но препротивное. Дороги узковатые и долбаные. Однако вблизи населённых пунктов часто начинаются велодорожки (увы, зачастую ещё более долбаные).

Теперь о картах. За пределами Венгрии, как показывает мой опыт, хорошую для велопутешествий карту не купить. В самой же Венгрии приличных карт вдосталь, особенно хороши изданные будапештским издательством Cartographia. Можно купить и двух-, и однокилометровки, но относиться к ним следует с осторожностью. Несколько раз я пытался проехать по тоненькой чёрной дорожке и каждый раз упирался в буераки, где и дорогу спросить было не у кого. Один раз повезло - выехал по лесным дорожкам. Другой раз, в лесистых Бёржёньских горах, добрых три часа продирался со своим дроческопом по азимуту.

Сам я бывший автостопщик, поэтому у меня хорошо развито "чувство трассы". Пользовался я им с точностью до наоборот: чем лучше, грубо говоря, трасса для стопа, тем хуже она для велосипеда, и vice versa. Ещё раз, мой личный совет - путешествуйте по этим дорогам, автотрафик там небольшой, и не суйтесь на тоненькие чёрные дорожки!
Впрочем, Cartografia выпускает атлас-трёхкилометровку, на которой специально выделены рекомендованные для велосипедных путешествий дороги. Кроме того, есть двухкилометровые карты каждого медье (megye называется административная область в Венгрии, по размерам это вроде района в РФ), там тоже выделены рекомендуемые для велосипедистов трассы.
Вот, к примеру, фрагмент двухкилометровки - это район погранперехода Вилок-Тисабеч. Дорожка, проходящая через Милота помечена как удобная для велосипедистов. Серенькие дорожки - могут совершенно не соотвестствоавть действительности
Есть у венгерских трасс ещё одно интересное свойство. Едете вы, едете по трассе среди чистого поля, как вдруг после очередного перекрёстка вас поджидает знак-тройник "Запрещено движение велосипедов, тракторов и гужевиков". Никаких боковых дорожек, объезд - вдвое-втрое длиннее. Вопрос: что делать? Ответ: наплевать на этот знак, как делают все местные жители. Езжайте себе спокойно, это не Германия-Франция, где вам тут же начали бы сигналить водители. А вот нельзя ехать тогда, когда вы видите висящие один над другим и тройник, и отдельный знак "Велосипедное движение запрещено". В этом случае рядом обязательно должна быть велодорожка либо разумный объезд, поищите!

Паромы.

В Венгрии две большие реки - Дунай и Тиса. Паромы через Тису, как правило, бесплатные или совсем уж дешёвенькие, а вот Дунай - другое дело. Там на разных участках плата за перевоз может отличаться в 5 (пять!) раз. Так, в районе популярных велодорожек выше Будапешта перевоз может стоить три доллара плюс столько же за велосипед. А в местах попроще, например, в Байе, что около хорватской границы, перевоз стоит полдоллара, да и платят за него только вело-лохи вроде вашего покорного слуги - местные жители ездят бесплатно и никто ничего не проверяет.

Паром по-мадьярски будет "Komp". Подъезды к ним бывают весьма нетривальны, особенно в глуховатых местах вблизи Тисы. Так что имейте в своём репертуаре фразу "Где паром?" - "(х)Оль-вон-о-кОмп" (Hol van a komp?).

Отели "романыЧ"

С ними дело обстоит прекрасно! Это вам не Италия, где каждый клочок земли отгорожен и засажен. Как-никак бывший соцлагерь: пустой земли, лесочков всяких и прочих буераков - полным полно. Ставьте себе палатку, да ночуйте. Если хотите в дождь под крышей переспать - поищите, например, остановку поезда на маленькой ветке, там в будочке наподобие автобусной остановки можете и спрятаться. Подчеркиваю, что хорошо и вольготно именно велопролетарию, велобуржуям же с палаточным ночлегом придётся туго. Вам подавай место у воды, да чтобы ещё с "костерком". Нет, большинство речек в Венгрии такие, что канава вдоль поля в Ленобласти полноводнее будет, да и на дым от вашего "костерка" вполне полиция может приехать, так что прямая вам дорога в кемпинги, они там есть, а цены и условия - вполне божеские.

Поесть-попить и вообще купить

Начну с воды. Естественные водоёмы там такие, что даже я со своей пролетарской неприхотливостью воду из них брать брезговал. При этом покупную воду я не употребляю - "козлёночком стану". К счастью, иногда в деревнях я встречал обыкновенные колонки, если их нет - просил налить бутылку, мне на долгое питьё-мытьё хватало. Главная гордость Венгрии, на мой взгляд, это её уникальные простецкие вина. В каждом сельмаге вы можете встретить пластиковую бутылку "остоль бОр" (Asztaly bor - столовое вино). Это напиток чуть покрепче пива, градусов десять, немного поигрывает, бодрит тело и радует душу. У меня в сутки уходило полтора-два литра, поэтому воду для питья я практически не использовал. Пиво тоже есть, но стоит оно дороже простецких вин и ничего особенного из себя не представляет.

В деревнях много магазинчиков, особенность - открываются они очень рано (бывает аж в 5.30 утра), но и закрываются рано. На окраинах больших городов, например, центров медье (напоминаю, что медье - megye - это административно-территориальная единица в Венгрии), есть супермаркеты. Особенно хочу выделить гипермаркеты Tesco. Работают они 7 дней в неделю, долго, а некоторых местах даже круглосуточно! Там вы и еду найдёте, и одёжку и всякие предметы первой велосипедной необходимости. Про кормораздатчики - кафе да рестораны - ничего вам не скажу, не пользуюсь я ими.

Велосипедисты и народ вообще

Среди велосипедистов большое, подавляющее количество - это СДК (это означает "в Соседнюю Деревню за Картошкой", этот термин у меня ещё с автостопных времён остался). На мой пролетарский взгляд, это только хорошо: они создают милую уютную обстановку на дорогах, где правила соблюдаются не более, чем они противоречат здравому смыслу и где нет такого веловыпендрёжа, как во Франции, где на дорогах полно наглых разнаряженных в турдефрансники хамов на шоссейниках, плюющих и на правила и на водителей. Исключение - велобуржуйские зоны.

В дальних же деревнях вы встретите обычных провинциалов. Заходите в сельмаг - и продавщица будет пялиться на вас, как солдат на вошь, и милая "европейская" улыбка только вызовет у неё настороженность. Хотя, впрочем, может это только у меня вид такой…

Язык

Зачем я о нём пишу? Да потому что в Венгрии (и не только...) практически везде, за исключением упомянутых тур-зон, никто ни на каком другом языке просто не говорит. Это вам не Швеция-Голландия, где каждый тракторист в клетчатой кепке свободно изъясняется по-английски. Даже по-немецки в Венгрии говорит лишь узкий слой людей, занятых в сфере обслуживания. Многие потенциально нужные вам люди, в частности, среди них есть водители и кондуктора, больше никаким языком не владеют. По-английски умеет говорить, как правило, лишь очень узкий круг далекой от трудового народа интеллигенции, в деревнях вы таких днем с огем не сыщете. Разумеется, вы можете, как завзятые империалисты, пытаться говорить на ваших имперских языках: русском или английском, но общение будет совсем не то не только в прагматическом смысле: всю теплоту, приветливость венгерской души вам не дано будет почувствовать. Так что не стесняйтесь говорить, пусть прекоряво, но на мадьярском!

А язык-то при этом вовсе не надо знать, достаточно лишь:


И всё! Всё! Перед вами откроется удивительный мир!

Как я уже неоднократно упоминал в своих предыдущих опусах, по выходу на пенсию я все же сяду и напишу книгу "Панглосс" - о своем структурном подходе к языкам (gримечание для филологов, желающих иметь представление о Панглоссе: лучше меня это мог бы написать академик Н.Я.Марр, да не успел). Здесь же я приведу несколько практических рекомендаций. Напомню, что англофил - это человек, который, увидев любой текст, записанный латиницей, тут же пытается читать его по-английски. Как правило, это люди, не знающие толком ни английского, ни родного своего языка. Так вот, если кто-нибудь из них вам скажет, что венгерский (или эстонский, турецкий и т.п.) язык "неизучаем" - плюньте в него. Языки эти по своей структуре более последовательны и "алгебраичны", чем, скажем, русский или английский.



Из-за аффиксов этих можно вовсе не знать, как спрягаются глаголы, и говорить инфинитивами с соответствующей (вопросительной, утвердительной) интонацией, аналогичной русской:


Велопутешественнику полезно иметь список велосипедных терминов на мадьярском языке (PDF, 2 стр.)

Общественный транспорт


Основной транспорт - это ж/д. Система поездов - общепринятая, т.е. там нет и в помине аналогов советских проводников, у которых надо спрашивать какие-либо разрешения, и нет "электричек" (в смысле поездов с непредсказуемым расписанием). Расписание есть, конечно же, на Hafas'е, там оно вполне адекватное; работает и национальный ж/д сервер "Эльвира", маршрут на нём планировать чуть менее удобно, чем на Хафасе, но зато можно узнавать цены, в том числе и на провоз велосипеда, интерфейс там есть и на английском. Теперь об особенностях венгерских железных дорог:


Для тех, кто любит пользоваться таблицами расписаний - их можно скачать в pdf формате, воспользовавшись интерактивной картой на сервере MAV - венгерских ж/д.

Автобусы используются, и в местном сообщении, и в международном. В Румынию на автобусе лучше не ехать (как, впрочем, и на поезде) - можно на многие часы застрять на границе. Ездят старые добрые Икарусы, цена проезда примерно такая же, как в поезде. Практически из любой точки Венгрии есть прямой автобус в Будопешт. 

Автостоп очень хорош: водители доброжелательны, и проблемы могут возникать лишь с взаимопониманием. Старайтесь, чтобы понимали хотя бы вас (как этого добиться - см. раздел "Язык").

Режим въезда и границы

Венгрия граничит с Украиной, Словенией, Румынией, Югославией, Хорватией, Словенией, Австрией и Словакией. С декабря 2007 года Венгрия - шенгенская страна, поэтому ограничусь описанием ее нешенгенских границ.

С Украиной

С Румынией основные международные переходы следующие:

С Югославией два основных международных перехода:
С Хорватией границу я сам не переезжал, а остальные госграницы в связи со вступлением Венгрии в Шенген описывать нет смысла.

Заключение. Если надумаете совершить какое-нибудь интересное, нетипичное путешествие по Венгрии - на велосипеде ли, автостопом, пишите мне, адрес на передней страничке моего сайта. Сразу скажу, что по поводу стандартных достопримечательностей и мест массового отдыха трудящихся я вам ничего интересного не скажу, для этого есть масса ресурсов в интернете.

Комментировать у меня в ЖЖ