Польша велосипедная


Глазами контркультурного люмпен-велосипедиста


Польша... Частичка моего сердца осталась в этой стране. Давным-давно, будучи студентом, по просьбе трёх своих однокурсниц я организовал группу по экспресс-изучению польского языка (сам им не владея). Прошло два месяца. Курсанткам мои занятия надоели, а я - заговорил на польщизне! С начала 90-х годов я бываю в Польше почти каждый год, то по университетским делам (у меня давние связи с институтом математики Гданьского университета), то просто транзитом. С 2000х годов начал путешествовать на велосипеде, побывал и на севере - в Вармии и Поморье, в центре - польских Юрских горах, в горах Свентокшицких, Вислу всю повидал - от истока до устья, Татры, Карпаты, Прибужье... Поделюсь своими субъективными впечатлениями.

Дороги

Дороги в Польше более-менее приличные - но в смысле дорожного покрытия. Грунтовочки, разумеется, есть, но в основном даже самые второстепенные трассы - асфальтированы. Последние годы сильно помог Евросоюз - в далёких деревнях вижу новенькие свежеасфальтированные дорожки, и надписи - выполнено благодаря гранту Евросоюза № такой-то.

Магистральные трассы для велосипедиста - это полный ужас. Дороги эти, как правило, совсем не широкие, трафик напряженный, имеет место колейность и - что самое неприятное - часто вообще нет обочины. В некоторых местах таких трасс не избежать (либо ехать 80 км вместо 10), и это грустно. Вывод - заранее планировать маршрут так, чтобы не попадать в такие ситуации. Обозначаются такие трассы одно-двузначными числами на красном фоне, по-польски это «дороги государственного значения» (drogi krajowe).  main-road.jpg
trasy-krajowe.jpg



Дороги воеводского значения - те не столь напряжённые по трафику, но бывают и исключения, например, примыкающие к шахтам или заводам стройматериалов. Обозначаются эти drogi wojewodskie трёхзначным числом на жёлтом фоне.  trasy-wojewodskie.jpg
trasy-wojewodskie.jpg



И как же приятно контрастируют с трассами дорожки второстепенные, местного значения! Тишина, асфальт, благодать... В до-ЕСовские времена в деревнях довольно часто можно было встретить собак, бегущих за велосипедистами. А потом пришёл «проклятый Евросоюз» с его дисциплиной и, если владелец собаки выпустит своего питомца без присмотра на улицу, его ждёт такой штраф, что мало не покажется. Зато велосипедистам раздолье!


Правда, на севере Польши, а точнее, на территории бывшей Пруссии есть одно неприятное дорожное явление (оно есть и в соседнем Бранденбурге - восточнее Берлина). Едете вы, едете по трассе, подъезжаете к городу, и тут... тут асфальт превращается в мощёную крупным булыжным камнем средневековую дорогу. Машины не спеша едут по ней, бренча и трясясь, рядом идёт дико неудобный тротуар с постояннными поребриками и велосипедист, особенно такой велопролетарий на дроческопе, как я, оказывается перед нелёгким выбором - ехать по узенькой грунтовой тропиночке на краю дороги, шарахаясь от проезжающих впритирку автомобилей, или же скакать через поребрики и разъезжаться с пешеходами. Впрочем, на остальной, «непрусской» территории Польши этих проблем нет.


Но вообще с велодорожками в Польше негусто. Утешает то, что, в связи с тем, что Польша «продалась Западу», ситуация с каждым годом меняется в лучшую сторону, особенно в городах (как больших, так и небольших) и их окрестностях, там строятся новые велодорожки.


cyclo
cyclo


Паромы и паромчики - моя слабость. В Польше они есть. Во-первых, через Вислу в её среднем и нижнем течении. особый интерес для велосипедистов могут представлять два из них. Первый - в Гневе, благодаря ему можно избежать ужасного участка «Берлинки» (трассы Берлин - Кёнигсберг) от моста через Вислу до Мальборка. Второй интересный паромчик - это Шьфибно - Микошево (Świbno - Mikoszewo), находится он практически в самом  устье Вислы.

ыц

Ещё интересный паром - это «паром без границ», соединяет он польский и немецкий берега Одры (Одера).

p
r


Разрабатываются - на уровне местных властей - веломаршруты. В своё время вышла аж двухтомная книжка «Непознанная Польша», где описан веломаршрут вдоль бывшей советско-польской границы. Разумеется, к границам вы можете спокойно подъезжать вплоть до пары сотен метров, нельзя лишь заезжать за надписи «strefa graniczna». В совсем приграничных районах полиция проявляет повышенное внимание ко всему движущемуся и хоть немного необычному, но население - оно вполне адекватно и никакими «священными рубежами» не страдает.

Обозначаются велодорожки стандартными знаками. Через Польшу проходят четыре маршрута из серии Eurovelo, в первую очередь - широко известный Eurovelo R1, а также EV 2,4,9,10,11 - см. о них в Википедии, например. Что касается Eurovelo 1, идёт он совсем уж огородами и в качестве альтернативы я разработал Eurovelo RR1 - почти никаких достопримечательностей, но зато аутентичная польская атмосфера, см. Transpolonica Aquilonia.

Ночлеги на воздухе и отели "романыЧ"

Польша - бывший соцлагерь, менталитет славянский: пустой земли, лесочков всяких и прочих буераков - полным полно. Ставьте себе палатку, да ночуйте. Кемпинги какие-то есть, есть ещё совсем базовая версия кемпинга - «поле намётовэ» (pole namiotowe) - место для постановки палатки практически без удобств (какой-то косой забор и сральник в деревянной будочке).

Велобуржуям тоже довольно вольготно, цивилизация европейская ещё не так проникла в Польшу и в глуховатых местах развести столь любимый русскими туристами «костерок» - дело вполне реальное, местное население не воспримет это как что-то необычное. Костёр по-польски будет «огниско» (ognisko). Тем не менее, не забывайте, что это всё-таки Евросоюз и дикие русскотуристические привычки разводить открытый огонь могут подвести вас под штраф.

Поесть-попить и вообще купить

Начну с воды. Естественные водоёмы, как правило, не очень-то пригодны для питья даже по моим бомжовским стандартам. Теперь о более интересных напитках.  Польша - страна северная и «верхи» там борются с пьянством «низов». Вина своего нет (есть исключение - знаменитый карпатский винодел Роман Мысьливец - но это нетипично), продаётся пиво, так себе, часто креплёное - в общем, ситуация с этим делом примерно такая же, как в РФ. Когда-то знаменитый польский «мёд питны» перешёл в разряд экзотики. Кроме того, полиция сечёт подвыпивших велосипедистов - всё это полезно иметь в виду (штраф 500 злотых). Зато молочные продукты в Польше очень хороши!

Столь же хороши и польские копчёности, хотите перекусить - заглядывайте в магазин «Вэндлины» (Wędliny) или в соответствующий отдел супермаркета.

В отличие от Западной Европы, сельмаги в деревнях работают подолгу, часто открыты и по воскресеньям. Хотя тенденции, увы, не радуют - время их работы мало-помалу, но сокращается, совсем маленькие магазинчики закрываются: народ богатеет, обзаводится автомобилями, ездят люди в большие магазины.

В деревнях есть магазины общего назначения - обычные сельмаги, их можно узнать по названию «Склеп Велобронжовы» (sklep wielobrąnżowy). Там продаются и продукты, и всякая фигня, часто можно запасную камеру к велосипеду купить или клей, и т.п.

В маленьких городках есть супермаркеты, самая распространённая сеть - «Бедронка» (Biedronka - божья коровка), это средненького размера магазины, в тех, что побольше, есть отделы «вэндин» (копчёностей) и выпечки (pieczywo - печыво).

Про кормораздатчики - кафе да рестораны - ничего вам не скажу: я не пользуюсь ими.

Велосипедисты и народ вообще

Велосипедистов в Польше немало, в большинстве своём - это СДК (это означает «в Соседнюю Деревню за Картошкой», этот термин у меня ещё с автостопных времён остался), ездят они на простых велосипедах. На мой пролетарский взгляд, это только хорошо: они создают милую уютную обстановку на дорогах, где правила соблюдаются не более, чем они противоречат здравому смыслу.

Народ по-славянски общительный. Если остановитесь у магазины, наверняка с какой-нибудь беседой кто-нибудь, да подойдёт. Денежку на пиво вполне могут попросить - но не агрессивно, в отличие от...

Водители - менталитет у них славянский: слабый должен уступать сильному. Как следствие, на дорогах среднего польского водителя будет раздражать мысль о том, что ему приходится тащиться со скоростью велосипедиста, и первой же возможности, впритирку, совсем впритирку велосипедиста будут обгонять. Замечу, что это, во-первых, относится к «простой» Польше и, во-вторых, в сравнении с Западной Европой. Людям же, вкусившим стилистику российских водителей, в Польше будет комфортно на любой трассе. В туристических же местах - берег Балтики, центры крупных городов, карпатские курорты - там Европа Европой, всё приличненько и чинно.

Язык

Польский язык - славянский. Однако не надо думать, что вас там поймут по-русски. Старые люди - когда-то учили его, но у них в каждой семье кто-то побывал в Сибири. Молодые - прсто не знают русского и так же не понимают его, как современные русские дцатилетки не поймут польского.

В очередной раз жаль мне русских велобуржуев. Они и родного своего языка как следует не знают, а из иностранных - худо-бедно говорят на священном английском языке. А знание, пусть  поверхностное, польского языка - оно позволяет настолько глубже проникнуть в красоту, многозначность языка русского. Но буржуям всё это недоступно.

Большинство империалистов считает, что дело тут в их плохих лингвистических способностях. Отнюдь! Это всего лишь свойство имперского сознания, Поэтому для тех, кто хочет приоткрыть окошко в польский мир, сообщу несколько самых элементарных вещей.


В общем, распечатайте одну страничку из какого-нибудь интернет-ресурса с правилами чтения по-польски и подучите по дороге. Чтобы не разочаровывать серьёзно готовящихся людей, замечу, что польский язык довольно сложен: как и в РФ, в Польше не так уж много людей, умеющих грамотно изъясняться на родном языке. Да и произношение там не из лёгких даже для носителей языка: какое-нибудь «фшчэбээшинье хжоншчбжмифтшчынье» (w Szczebrzeszynie chrząszcz brzmi w trzcinie) далеко не каждый поляк с ходу произнесёт.

Велосипед по-польскте будет «ровэр» (rower), а «цалы час просто» - вы часто будете слышать это, спрашивая дорогу - означает «всё время прямо».

См. также название частей велосипеда на польском языке.

Общественный транспорт

pkplogo.jpgЖелезнодорожный транспорт. Начну с местных перевозок. Они вполне сносны, стоимость проезда выходит около 80 евроцентов за километр, с увеличением расстояния цена километра становится ниже. На велосипед требуется покупать отдельный билет (чуть больше 1 евро вне зависимости от расстояния), лучше это делать в кассе («ораз прошэ о доплатэ на ровэр» при покупке билета), если покупать у кондуктора, то будет вдвое дороже.


Что касается дальнего сообщения, то польские железные дороги - PKP - потихонечку, в русле общемировых тенденций, деградирует. Появляются разные перевозчики, не признающие тарифов друг друга, растут цены. В результате на расстояниях порядка 100 км стоимость проезда оказывается в районе 40 евроцентов за километр, на расстояниях в несколько сот километров - снижается до половины этого значения.

Велосипед перевозить можно,  стоит такое удовольствие в дальнем сообщении около 2.5 евро, за неуплату - система штрафов. Во многих дальних поездах есть специальный вагон для провоза велосипедов. Точнее, часть одного из вагонов выделена в такое вот велосипедное купе:

wagon-rowerow.jpg

Расписание всех польских поездов есть, конечно же, на Hafas'е, там оно вполне адекватное; работает и национальный ж/д сервер, он использует ту же базу данных, что и Хафас, но на нём можно узнавать цены, в том числе и на провоз велосипеда, интерфейс там есть и на английском (возможно, с  ограниченной функциональностью). Заказывать билеты заранее по интернету обычно не имеет смысла: там нет ни советской проблемы  отсутствия мест, ни немецких скидок при заблаговременной покупке. Исключение - международное сообщение, но эта тема выходит за рамки моего обзора.

Ночные поезда есть, хотя становится их всё меньше. Основные маршруты - с балтийского побережья (Гдыня, Колобржег, Щецин, Сьфиноуйсьце) - в южную Польшу и Варшаву.

Если вы собираетесь ехать на поездах "вдумчиво", используя скидки, например, то следует внимательно изучить условия их действия. Как и в СНГ, кассиры подчас оказываются некомпетентны и могут в сложных случаях выписать вам неправильный билет или дать неадекватную информацию. Вот пример. Есть скидка 33%, которая называется «Пшеязды родзиннэ» (Семейный проезд - Przejazdy rodzinne). Так вот, при её покупке в кассе надо обязательно сказать «по пашпОрту, бэз легитимацъи школьнэй» - если у ваших детей нет польского ученического билета.

В Польше действуют несколько железнодорожных компаний, и скидки, предоставляемые одной, не обязательно действуюти на другой из них. В частности, если вы вознамерились купить проездной билет на выходные дни (есть такие), перед тем, как покупать билет, внимательно прочитайте условия его действия и хорошо подумайте, поездами каких компаний вы будете ездить.

Приведу пример того, как можно оптимизировать тариф. Пусть нам надо доехать от Тересполя до Вроцлава. Надо, чтобы от пункта А до пункта Б не было перелома тарифа. Для этого нужно, чтобы поезда принадлежали одной компании, в данном случае, PKP Intercity. Сначала смотрим на сайте PKP сообщения Тересполь - Варшава, которые обслуживаются этим перевозчиком, затем то же для сообщения, например, Варшава - Вроцлав. Тогда можно будет купить сквозной билет по той же цене. Ежели путешествие попадает на выходные, то можно воспользоваться "билетом путешественника", который действует с 7 вечера пятницы до 6 утра понедельника. Перевозчик указан около типа поезда, см картинку, я обвёл его красненьким:

126

Если тупо ехать, как в указанном варианте, то тариф будет 126 зл.

Однако, как я уже писал, посмотрим сначала расписание Тересполь - Варшава, а затем Варшава - Вроцлав (только пересаживаться лучше на Варшаве-Всходней, там гораздо спокойнее) Мы видим, что между Тересполем м Варшавой хорошо идёт только поезхд TLK. Значит, находим сообщение перевозчиком TLK от Варшавы до Вроцлава Это невозможно задать в параметрах поиска (польские ж.д. - пионеры в перенимании мерзкого опыта РЖД), надо просто глазами смотреть. Нашли вариант:

едл

Как узнать сквозной тариф? В начале поиска нажать кнопку Przez (через) и указать 8 мин на ст. Вва Всходня. Вуаля:

тлу

И тариф становится уже 70 злотых вместо 126, а приезжаешь на 40 мин позже. Весьма полезно распечатать эти варианты с номерами поездов и временем отправления и объяснить всё кассирше в Тересполе. Мне, увы, неоднократно приходилось объяснять польским кассирам и правила перевозок, и особенности расписаний.

Провоз велосипедов в поездах, официально для этого не предназначенных, формально запрещён. Конечно, можно как-то там возить велосипеды, но как пишет автор одного из обзоров по провозу велосипедов в Польше: «Zasada jest jedna – rowerzysta to wróg» (надеюсь, поняли, что значит слово «wróg»). Впрочем, закалённых российских велотуристов такое не остановит! Если всё же хотите делать всё честно, то при поиске нужного поезда на сайте rozklad-pkp.pl ткните в галочку «Przewóz rowerów».

Как следствие, велосипедистам покультурнее, которые в шлемаиках и памперсах, лучше не подвергать свой ratio столь тяжким испытаниям: попросту идите в кассу да скажите, куда вам надо, попросив «Орас бИлет ровэрОвы» (ещё и велосипедный билет), платите, сколько скажут и езжайте с богом.

pkslogo.jpg Автобусы используются и в местном сообщении, и в международном. Расписание PKS - автобусной корпорации - доступно. С велосипедом обыкновенным туда, пожалуй, трудновато. На форумах польских велосипедистов эти темы обсуждаются, опыт у людей разный, кого-то без проблем брали, особенно, когда автобус был пустой, кого-то - ни в какую. Но общий вывод - надо по-хорошему договариваться с водителем.




Режим въезда и границы

Польша граничит с РФ, Литвой, Белоруссией, Украиной, Словакией, Чехией и Германией. Польша - шенгенская страна, поэтому ограничусь кратким описанием ее нешенгенских границ.

С РФ Польша граничит по Тридевятому Царству (Калиниградская обл., 39й регион РФ), вот какие сведения мне любезно предоставил вождь калининградских велотуристов Сергей Мезенов: реально пересечь границу можно в двух местах:

С Белоруссией:



С Украиной:



Заключение


Если надумаете совершить какое-нибудь интересное, нетипичное путешествие по Польше - на велосипеде ли, автостопом, пишите мне, адрес на передней страничке моего сайта. Сразу скажу, что по поводу стандартных достопримечательностей и мест массового отдыха трудящихся я вам ничего интересного не скажу, для этого есть масса ресурсов в интернете. Любителям путешествовать на авто я тоже советовать не стану - есть свои форумы.

Комментировать у меня в ЖЖ..

См. также - «Венгрия глазами велопролетария»

Терминология:

Велопролетарий Велобуржуи
рр вп
мак