Оглавление   |  Карта сайта  |




Югославия: заметки 1997 г.


Раз в год я по своим академическим делам езжу наземным транспортом в Афины, и каждый раз стараюсь выбирать новый маршрут. Раньше я все время  ездил туда через Румынию и Болгарию (некоторые фрагменты этих путешествий описаны в других моих рассказах). В этот раз я решил попробовать проехать через Югославию и Македонию. Подучил сербский, освежил остальные попутные языки, и 20 сентября 1997 г. тронулся в путь. Почему я выбрал такой маршрут? Меня давно уже привлекал "дух Балкан". Ведь это места, откуда пошли славяне, языки тамошних жителей сохранили древнейшие формы. А в некоторых местах, как мне говорили, еще сохранились обычаи кровной мести.. Скажу сразу - никакая Magna Slavonia мне не встретилась. Однако впечатлений Югославия оставила у меня немало. Несколько их структурировав так, чтобы они могли служить справочным материалом, предлагаю их вашему вниманию.

  1. Границы
    1. Режим въезда.

      Россиянам для въезда в Югославию и Македонию визу в посольстве получать не надо -достаточно иметь приглашение или ваучер. Визу иногда вштамповывают в паспорт на границе, иногда просто ставят въездной штамп. В Белграде много украинских челноков, так что, по-моему, в Черновцах ваучеры должны быть самые дешевые Челноки обычно едут по маршруту Черновцы (автобус DM6) - Suceava (поезд DM6) - Timisoara (автобус DM8) - Beograd (цены 1996 г.). Просто так не пустят. Один мой знакомый этим летом три раза "бомбил" югославскую границу (дважды со стороны Румынии и один раз - со стороны Венгрии), и все вотще. Я проехал, показав греческую визу в паспорте. Можно было бы проехать и с итальянской, сказав, что еду на паром Bar - Bari (стоит он около $20).

    2. Погранпереходы.

      Начнем с венгерской стороны. Там есть два международных перехода. Первый - это Ro"szke (Рёске) - Хоргош. Находится он на дороге Szeged - Суботица. Между Сегедом и Суботицей ходит около 8 пар рейсовых автобусов, проезд в которых стоит DM5. Отправляются они от городского базара в Сегеде и от Автостанции в Суботице. От сегедского базара до Roszke ходит рейсовый автобус за DM1: от его остановки до границы меньше 1 км. От Хоргоша до Суботицы автобусов ходит мало, и поезд ходит лишь 3 раза в день. Проезд там стоит DM1.6. Второй переход - это Kelebia - Келебиjа. С венгерской стороны автопереход находится примерно в 2 км от ж/д станции. Зато с югославской стороны оттуда каждые час-полтора ходят автобусы (DM1.6) до Суботицы.

      С хорватской и боснийской стороны уже сейчас есть работающие переходы, и челноки вовсю ими пользуются, однако ситуация тут еще не устоялась, и я не буду их описывать.

      С румынской стороны самый популярный переход - Jimbolia (Жимболия) - Кикинда. Там два раза в день ходит поезд, в котором постоянно разыгрываются  безобразные сцены недопуска румынских коробейников в Югославию. Югославские пограничники при этом часто прибегают к рукоприкладству. Кроме того, через близлежащий автопереход курсирует множество частных автобусов Timisoara (Тимишоара) - Белград (DM8).

      С Албанией есть несколько официальных переходов. Ими, однако, мало кто пользуется - разве что суровые албанские дальнобойщики. Местное же население и контрабандисты ходят своими путями (см. ниже).

      С Македонией - обыкновенная госграница. Я проезжал через два перехода: Генерал Jанкович - Волково и Прешево - Табановци, оба раза на поезде. С ценами на проезд ситуация там следующая. Расстояние от Косова Поля до Скопье (через Генерал Jанкович - Волково) - около 100 км. Билет на поезд стоил DM30 (!!). Мне это показалось безумно дорого, и я купил билет до границы за DM3, однако выходить не стал. Во время собственно переезда через границу по пезду идет кондуктор, который, ритуально ворча, собирает с безбилетных (то есть, со всех) пассажиров по DM1.5. А потом все покупают билет от Волково до Скопье за DM1.

      С Болгарией основная дорога проходит через Димитровград - Драгоман (не путайте Димитровград югославский с Димитровградом болгарским).

  2. Деньги, цены.

    Денежная единица в Югославии - динар, точнее, новый динар. Курс его жестко привязан к немецкой марке, и потому он везде един: DM1 = 3.3 дин (осень 1997 г.). Немецкие марки свободно обращаются наравне с динарами: ими можно везде расплачиваться. В ходу даже монеты по DM1.

    Я далек от всякого рода коммерции, поэтому в ценах разбираюсь плохо. Приведу несколько конкретных цен. Проезд: 700 км на поезде - 79 дин., 220 км на автобусе - 44 дин. Еда: На севере, в Воеводине, обед a la carte в скромном ресторане - 10 дин., 0.5 пива - 3-4 дин., пачка сигарет - от 1.5 дин. Книги дорогие: так, например, карманный сербско-англо-сербский словарь стоил около 100 дин. Открытка - около 1 дин. В Черногории все на 25% дороже, в Косово - несколько дешевле. Несмотря на 3-кратное падение динара с 1996 по 1997 г. внутренние цены практически не изменились.

  3. Региональные особенности.

    Как и во многих странках, в Югославии очень заметны различия между Севером и Югом.

    1. Север - Воеводина - обычное центральноевропейское место (правда, и СДК там больше всего). Там, кстати, живут много венгров, и многие приезжают из Венгрии. Меня, скажем, подвозил молодой человек, который кроме мадьярского, ничего не знал (пришлось быстро включать уже выключенный мадьярский). Сербский же язык похож на древнерусский, как в "Слове о полку Игореве" - "приходаху звера и кров полизаша..".
    2. В Черногории живут черногорцы и албанцы. Черногорцы говорят на старом диалекте: так, например, аорист, который понимают все (Jа видех..), употребляют вречи лишь черногорцы. Но, к сожалению, никакой "седой старины" я там не заметил. Я специально провел целый день в окрестностях Скадарского озера: ехал туда познакомиться с "легендами и мифами".. И что же? Кругом турбизнес: экскурсии по озеру на катере с групповодом, рыбалка под руководством инструктора. Вот Преспанское озеро в Македонии - совсем другое дело! Но это сюжет для другого рассказа..

  4. Албания и албанцы. Косово.

    "Кормилица" и в то же время "рассадник терроризма" - вот что такое Албания для Югославии. В годы ООНовской блокады из Албании в Югославию текла широкая река топлива, продовольствия, промтоваров. Быстроходной моторке требуется всего четверть часа, чтобы добраться до Скадара (Shkodra). Там быстро покупается дешевый товар. В Албании действительно все очень дешево - таможенные пошлины не берутся из-за бардака, а люди там живут очень бедно. Один из подвозивших меня контрабандистов говорил, что он снимал девушку за пачку "жваки". Во время блокады почти все трудоспособное население Черногории и Косова промышляло контрабандой, да и сейчас, учитывая очень высокий уровень безработицы, таких немало. Однако прибыли уже не те.

    В самой Югославии живет много албанцев. В некоторых районах, прилегающих к границе, их большинство. Это является причиной неспокойной обстановки - националисты организуют митинги за расширение прав албанцев, полиция  дубасит их, террористы, как и положено, организуют теракты, и везде расхаживают ОМОНовцы с "калашниковыми". Однако, не в пример нашим, охотятся только на террористов, а к гражданскому населению относятся  лояльно.

    Въезжал я в Косово почти что по касательной к албанской границе. Дорога шла через горы: иногда можно было видеть долину внизу с высоты доброго километра. Сплошной крутой серпантин, ни одного "кармана", к тому же вся  трасса была уляпана то ли коровьим, то ли овечьим дерьмом. Металлическое ограждение у краев обрывов во многих местах было проломано...

    Плотность населения в Косово очень высока: в семьях по 6-7 детей. Сами албанцы внешне похожи на таджиков. Языка их я совсем не знал (два европейских языка - албанский и баскский) - в мою программу "Панглосс" не включены), однако без проблем можно изъясняться по-сербски. Народу там очень много - похоже на Румынию. Хотел устроить косовский филиал отеля  "Романыч" где-нибудь у трассы, но ничего не вышло - за каждым кустом либо играли дети, либо испражнялись домашние животные. Пришлось отправиться  спать на вокзал. Выглядят "лица албанской национальности" немного диковато, но все трезвые, так что не надо их пугаться. Дружелюбны, немного назойливы, особенно дети и молодежь, но в меру по сравнению, скажем, с Трансильванией.

  5. Транспорт.
    1. Железнодорожный.

      С севера на юг Югославию можно проехать на поезде. Ночной поезд Суботица - Бар идет 12 часов. Есть две пары дневных и две - ночных поездов Белград - Бар. Это около 9 часов езды. Два поезда в день (дневной и ночной) ходят между Белградом и Косовым Полем. До южных границ тоже есть ночные поезда. Местное железнодорожное сообщение развито в общем неплохо. Цены см. выше.

    2. Автобусное сообщение.

      Есть дальние автобусы, в том числе ночные. Стоят они несколько дешевле поезда. Местное автобусное сообщение сильно разнится от места к месту. Вокруг Скадарского озера автобусов нет вообще, а в Косово автобусники зазывают людей, как в Турции, да и проезд там дешевле (за 86 км я  отдал 10 дин.)

  6. Разное.
    1. Автостоп.

      Во-первых, стопом люди там вовсю ездят и ничего необычного никто в этом не видит. Водители ведут себя совершенно обыкновенно по центральноевропейским меркам: про денежку никто и словом не обмолвится. Оборотная сторона - большое количество СДК (СДК - это местные жители, пользующиеся а/с для перемещения на небольшие расстояния). Обычные способы дистанцирования от них действуют нормально.

    2. Милиция.

      Она там так и называется, и неспроста. Вот несколько штрихов. Hапример, если вы спрашиваете дорогу у полицейского, он, вежливо улыбнувшись, просто покажет ее. А милиционер сначала смерит вас взглядом и попросит документы. ("Страшно далеки они от народа" - В.И.Ленин). Hа постах ГАИ стоят специальные блюдечки для мелких подношений. Тормозимые водители в благодарность за проверку документов кладут туда яблочки - виноградик (объевшиеся гаишники меня угощали - очень вкусные) и.т.п. Иностранным водителям приходится туго - дерут с них безбожно. Венгры мне рассказывали как с одного из их чартерных автобусов, у которго ну все было в порядке, содрали DM200 за... "недостаточное количество черных мешков для  упаковки трупов в случае автокатастрофы". Вот такие вот штрихи.

    3. Карты.

      В Югославии я их вообще не видел! Поэтому я не нарадовался своей предусмотрительности - за $4.5 купил в Венгрии 6-километровку всех бывших югославских республик издательства Freytag & Berndt. Из всех виденных мною карт эта мне показалась наилучшей.

Ну вот, кажется, и все. Буду рад, если кому-нибудь эта информация пойдет на пользу. Читайте мои рассказики!